«Без церковного богослужения Великий пост имеет мало смысла»

4531
Фото

2 марта 2020 года в Православной Церкви начался Великий пост, который продлится до 18 апреля включительно.

Устав церковной жизни плавно вводит нас в дни Великого поста — на протяжении предстоящих трех подготовительных недель в храмах звучали песнопения, которые отдают легким веянием поста — покаянного настроя, с сокрушением о своих грехах.

Время Великого поста — это не только время воздержание от любимых яств, но и время добрых дел и усиленных молитв. Те, кто соблюдает пост в питании, часто не понимают внешних основ. На самом деле пост — это особый благодатный период в жизни Церкви, особенно Великий. Первая заповедь, данная Богом людям, жившим в раю, была заповедь о посте, и нарушение именно этой заповеди изгнало людей из рая.

О посте говорится в Ветхом и Новом Завете: постился израильский народ, перед важными историческими событиями в их судьбе, родственники Спасителя и сам Господь Иисус Христос. После Крещения от Иоанна на Иордани Спаситель удаляется в пустыню и 40 дней пребывает в посте и молитве и, укрепившись духовно, приходит на свое служение людям со словом проповеди Своего евангельского учения.

И следуя примеру Спасителя, святые апостолы, а вслед за ними и вся первая христианская община, и теперь мы как их преемники соблюдаем пост не как традицию, а как установленный порядок.

Конечно, понимание поста было разным в разные эпохи, у разных народов и в разных странах, но, так или иначе, пост — это довольно строгий период в жизни Церкви, и надо сказать, что без церковного богослужения пост имеет мало смысла. Пост — это время молитвы, покаяния и добрых дел, период более глубокого погружения в глубины своей души и в церковную жизнь. Это период обращения к самому себе, своей совести и своей душе и, конечно, в храме человек может получить импульс для работы над собой. Пост — это период деятельного труда над собой, созидания в себе нового человека, будущего жителя Царствия небесного.

Церковная жизнь в дни Великого поста

Каждая неделя поста наполнена своим духовным смыслом, и я думаю, что желающие приблизиться к культуре жизни Православной Церкви должны начинать именно с церковной составляющей поста, а не с гастрономической.

Во время Великого поста совершаются особенные богослужения, которые проходят по иному чину — в храмах звучит больше чтений и меньше песнопений.

Я пожелал бы людям, чтобы они чаще заглядывали в церковный календарь. Ведь в Великий пост мы живет от события до события. В это время в храмах проходят такие богослужения, которые совершаются раз в год: в первую неделю поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения, Лазареву субботу, Вербное воскресенье, Страстную седмицу в конце поста — неповторимые службы. Раньше люди ждали этих служб и специально приходили на песнопения, которые они могут услышать только в этот день и больше никогда в течение года.

Накануне Великого поста совершается богослужение, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. Называется этот день Прощеное воскресенье. Такой обычай существовал в древних монастырях Египта и Палестины, когда монахи оставляли свою обитель и расходились вглубь пустыни на весь период Великого поста. Пустыня, сами понимаете, место, не подходящее для жизни, и кто-то мог не дожить до Пасхи, поэтому они прощались, как будто видят друг друга в последний раз. Они просили прощения за причиненные обиды и расходились на 40 дней на молитву, а к Страстной седмице снова собирались в монастырь. При этом никто не рассказывал и не расспрашивал друг у друга, как он провел эти дни. Это была тайна личных взаимоотношений человека и Бога.

Затем, в первые четыре дня Великого поста читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Это произведение можно назвать даже поэтическим. В нем на примере праведных и грешных показывается то, как душа человека может и угождать Богу, и погружаться в бездны погибели, но Господь даже утопающего готов спасти. Служба эта, кстати, по времени непродолжительная, но дает такой настрой на весь пост, что я бы считал себя духовно обворованным, если бы не побывал на этой службе. В первые дни поста чтение Великого канона Андрея Критского в храмах начинается в пять часов вечера и длится примерно час. В четверг пятой недели канон читается полностью — все четыре части.

Последняя неделя Великого поста — Страстная седмица. В это время пост соблюдается наиболее строго. В некоторые дни не разрешается даже приготовление какой-либо горячей пищи. Каждое воскресенье Великого поста приближает нас ко дню страданий Христовых — Страстной седмицы, она стоит особняком и не входит в число дней великого поста. Последние дни земной жизни издревле почитаются христианами, и, конечно, это дни святые, которые христиане также проводят в строгом посте и в усиленной молитве.

Последний день поста — Великая суббота. В этот день мы собираемся перед Святой Плащаницей — изображением положения во гроб Христа Спасителя, и субботним вечером, когда стемнеет, снова собираемся в храмы и ожидаем наступления Светлого Христова Воскресенья. Выходим из темного храма, обходим среди ночи вокруг него и заходим обратно в уже светлый, освещенный храм, дивясь радостью о Господе воскресшем. Прихожане, особенно те, кто попробовал свои силы в посте, понимают, что в Пасхальную ночь происходит нечто особенное — радость этого дня ни с чем несравнима.

Пост в пище

Честно говоря, значение поста в пище многие незаслуженно принижают. Я всегда говорю своим прихожанам, что если бы это было неважно, то за две тысячи лет, наверное, это было бы отменено без всяких последствий, и никаких проблем бы не возникло. Но из поколения в поколения православные и святые учат о том, что надо придерживаться поста.

Современные люди не столь сильны и духовно и телесно, поэтому некоторое снисхождение возможно. Кто-то сам для себя определяет, в чем он будет отходить от устава, кто-то советуется с врачом, а кто-то спрашивает совета у своего духовника. Все это допустимо, самое главное — Господь приветствует намерения потрудиться в его славу и для пользы своей бессмертной души.

Кроме этого, внести разнообразие в постный рацион не так сложно. В наше время, в отличие от наших предков, мы можем позволить себе свежие овощи в это время. Сложно представить, как постились наши предки 300 лет назад, когда не было ни картофеля, ни многих экзотических масел, овощей и фруктов. Но все-таки люди как-то справлялись со всеми предписаниями поста.

При всем этом не стоит налегать на деликатесы. Фантазия — дело хорошее, но не надо увлекаться фантазией именно кулинарной. Лучше приготовить простую пищу, сэкономить время и пойти в храм, чтобы хотя бы часть свободного времени провести в молитве.

Ничего плохого нет, если человек пытается сымитировать привычный вкус, но, наверное, в этом есть немного лукавства. Ведь должен быть отказ от чего-то, работа над собой. Конечно, еда не поставит нас перед Богом, но уж если человек взялся соблюдать уставы и в плане пищи тоже, то, наверное, лучше питаться традиционной простой пищей.

В Великий пост два раза разрешается вкушение рыбы — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в праздник входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресенье.

Кстати говоря, тот, кто постился по уставу, в Благовещение понимает, что оказывается рыбная пища очень даже содержательная. Но это касается не только рыбы. По опыту прошлых лет могу сказать, что в первую седмицу, когда мы постимся с братией построже, и в субботу утром приходим после Литургии на трапезу, отличие пищи приготовленной с маслом тоже дает о себе знать.

Среди некоторых православных возникают споры по поводу морепродуктов — по уставу Церкви беспозвоночных можно есть во время поста, но оказывается, не все так просто. Вкушение морепродуктов не является грехом. Но следует помнить, что в древности люди начинали поститься, чтобы сэкономить средства, и передать их на помощь нуждающимся, на добрые дела. Правда, в наше время парадоксальное постная пища наравне, а то, бывает, и дороже с обычной. Особенно рыбная пища может оказаться дороже мясной. И когда рыба стоит дороже курицы, не знаешь, какой совет дать людям.

Споры возникают и касательно соблюдение поста детьми. Я думаю, что этот вопрос лучше оставить на усмотрение семьи. Но я знаю, что многие дети в православных семьях соблюдают пост. Конечно, меру поста определяют родители. Но в этом ничего плохого нет, если это является для всей семьи чем-то таким органичным. Самое лучшее на учении в посту — это личный пример. Если ребенок видит, что родители постятся, и при этом остаются радостными, и благодарят Бога за все, и не приходят в уныние от поста, это самый лучшие пример.

Многие прихожане еще до начала поста подходят за советом. Они спрашивают: а можно я буду отступать в том-то и в том-то. На самом деле я всегда говорю прихожанам, что ни у одного священника на свете нет такой власти взять и отменить пост. Отступление от поста по обстоятельствам, по состоянию здоровья — да, все это благословляется. Но это все равно личный поступок человека и это мера ответственности каждого перед Богом, перед своей совестью. Господь ни от кого не требует невозможного, поэтому то, что в наших силах, мы должны делать, в том числе и в плане молитвы, и в плане воздержания в пище.

Интернет, ТВ и другие развлечение в дни поста

В дни поста желательно воздержаться от разного рода развлечений и посвятить сэкономленное время для посещения церкви и молитве. Конечно, христиане должны воздерживаться от разного рода увеселений — это было во все времена. В дореволюционной России все веселья отменялись. Вплоть до 20-х годов XX века в России закрывались даже театры, потому что подавляющее большинство населения было православным. Православным был и монарх, и с этим было проще. Сейчас Церковь ни в коем случае этого не требует. Каждый сам для себя определяет меру поста. Но все-таки работа над собой необходима каждому христианину.

Отличие поста у мирян и монашествующих

Монахи наложили на себя обеты, которые связаны, в том числе, и с усиленной молитвой и с усиленным постом.

Что касается еды, монастырские уставы разнятся друг от друга, хотя конечно, те предписания, которые имеет церковный устав относительно питания, по мере сил исполняются в монастырях. Конечно, у монахов тоже бывают и пожилые, и тот, кто приболел в этом году и уже не может наложить на себя столь строгий пост. Кто-то, наоборот, в этом году построже постится. Но в целом монастырская трапеза предусматривает довольно строгое воздержание в пище. Пост монахов регламентируется строже.

Миряне — люди, связанные семейными обязанностями, имеющие обязанности по своей должности, состоящие в общении с этим миром более плотно, они, конечно, имеют несколько иную меру поста. Хотя, в общем-то, устав в Церкви один — нет отдельного устава для монахов и для мирян.

Уставы разных монастырей могут различаться — это зависит от географических различий в расположении или исторически сложившихся обстоятельств. Но все эти различия не принципиальны.

Духовная пристань

Некоторые сравнивают время Великого поста с пристанью. Когда корабль мечется по волнам житейского моря, а у пристани избавляется от тяжелого груза. Так и мы избавляемся от грехов и делаем духовный запас к дальнейшему плаванию в дни Великого поста.

По времени Великий пост равен примерно десятой части года — это временя, которое мы посвящаем Богу. Пусть каждый об этом подумает, и пусть для каждого это время будет действительно настоящей жертвой Богу. И чтобы Господь эту жертву принял от каждого.

Текст подготовила Елене КРИВОПАТРЕ

Новости по теме

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.

Что нужно знать о церковной свече?
Публикации 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?

Ненависть к человеку. Как с этим бороться?
Публикации 21 октября 2024
Ненависть к человеку. Как с этим бороться?

Ненависть — это крайняя степень озлобленности на кого-то или на что-то. Неприязнь, рознь, вражда —всё это в той или иной мере синонимы к слову ненависть. Так может ли христианин ненавидеть? И если нет, то как с этим бороться?

О смысле Успенского поста
Публикации 23 августа 2024
О смысле Успенского поста

Успенский пост короток — всего две недели, но по строгости своей напоминает пост Великий. Почему такая строгость? И в чем смысл этого особого периода в жизни православных христиан?