Страна под названием Царство Святой Троицы

1932
Фото

Я предложил батюшке послужить на отдание Пасхи две Литургии — раннюю и позднюю. «Зачем?» — спросил он. «Ну, кому-то на работу к восьми, как они успеют на службу?» — пояснил я. «Ты выгляни, посмотри, сколько людей пришло», — ответил батюшка.

Была вечерняя служба накануне отдания. С трисвечником, христосованиями, стихирами Пасхи, обхождением вокруг престола с кадилом — всё напоминало Светлую седмицу и эти радостные сорок дней, и в то же время светилось прощальным светом.

Всё вроде было. А людей почти не было.

И проблема здесь глубже, чем просто непонимание праздника, нежелания «прийти в храм». Мы пока только движемся к истинному осознанию своей церковности, ещё потихоньку растём до настоящей жизни во Христе. И состояние нынешней воцерковлённости таково, что внутри нас существует глубокая пропасть между Церковью и повседневным бытием.

Доказательством этому служит как раз факт, что современный христианин не принимает вот эту всегдашнюю отнесённость всего своего существования к горнему, к небесному. Да, мы научились ходить в храм на большие праздники, некоторые даже ходят в церковь каждое воскресенье, и чувствуют в этом потребность, чувствуют радость… Но церковный календарь пока безнадёжно оторван от нашего привычного распорядка жизни.

Что-то местами начинает пробиваться Великим постом — мы вдумываемся в смысл подготовительных воскресений, первую неделю каемся вместе с владыкой Андреем Критским, потом празднуем Крестопоклонную, на Страстной проживаем последние дни Христа перед прославлением… Но вот наступает Пасха — и на десять месяцев мы вновь вырываемся из этого круга церковного восприятия времени, из отнесённости каждой недели, каждого дня, каждого часа — к вышнему, к вечному.

Вновь мы будем совершать набеги на храм пару раз в месяц, а всё остальное время жить своей, обособленной жизнью. Между тем, христианское счастье в том и состоит, что сотворил для нас Господь царство, то есть некое государство, некую страну, в которой можно жить и радоваться, и дышать полной грудью, и общаться с любимым Богом.

Митрополит Вениамин (Федченков) называл эту страну Царством Святой Троицы. И необычность её в том, что на самом деле никуда не надо уезжать, чтобы попасть в это государство — билеты на самолёт не продаются, и лоцман долго будет в растерянности перебирать карты, если вы попросите его сопроводить вас туда.

Страна эта вокруг нас, и каждый, в сущности, ступает по её земле и дышит её воздухом. Но чтобы по-настоящему оказаться в Царстве, нужно нечто особенное.

Когда любишь кого-то, вся жизнь озаряется светом и радостью, смыслом общения с любимым. Но прохожие будут проходить мимо, глядеть пустыми глазами на вашего возлюбленного, и никакого желания поговорить с ним у них возникать не будет.

Вроде бы один и тот же человек, но для вас — радость, свет, наполненность каждого дня. А для сотен других — просто незнакомец.

Так и с Царством. Для миллионов людей это просто небо, просто деревья, просто солнце, просто Христос из учебника по религиоведению, просто симпатичный храм на пригорке, просто колокольный звон, просто Пасха с её куличами и яйцами. А для нас — вечный Бог и Его творения, Его дом, Его время… Для нас — центр жизни, смысл существования.

Отец Иоанн Кронштадтский целовал цветочки и говорил: «Целую руку, вас создавшую». Во всём нас окружающем мы можем искать и находить Бога, Его премудрый замысел, Его слова «хорошо весьма». Во всём мы можем видеть Царство, которое уже сейчас невидимо находится вокруг нас.

Но эпицентр, средоточие этого таинственного Государства — наши храмы, и службы, совершаемые в них. Вот где прорыв в горняя, путешествие на Небо, трапеза у Христа за столом. Даже святые, у которых, по слову Евангелия, Царство было внутри них самих, в сердцах — даже эти святые не могли жить без храмов, приходили на службы, дышали на них воздухом Небесного Иерусалима, незримо соединялись друг с другом и с небожителями, видели порой воочию ангелов, во множестве сходящихся на службе, и Христа, возглавляющего её.

Время тоже может быть воспринимаемо двояко. Или как песок, утекающий сквозь пальцы, как Год собаки или Российского театра, как вереница будней и выходных… Или как наполненность каждой минуты общением с Богом, памятью о Его царстве.

И тогда, погрузившись в церковное инобытие, мы уже не пропустим вечернюю службу накануне отдания Пасхи. Мы будем ждать этой службы, чтобы ещё раз пережить радость благовестия: «Христос воскрес!».

Мы не сможем не прийти — ведь эта служба венчает сорок дней нашего пребывания с воскресшим Спасителем, а потом будет новый отрезок преображённого времени — от Вознесения до Пятидесятницы, и эти десять дней мы тоже будем переживать духовно, а не просто «мотать срок» жизни, которой всего-то семьдесят лет отмерено (ну, от силы — восемьдесят).

В общем-то, глубока вера христианская, глубока и радостна. Желаем всем стремиться к глубине, желаем любить богослужение, находить в нём веяние тихого ветра из страны под названием Царство Святой Троицы, чувствовать наполненность каждой минуты в жизни важным и великим, видеть в каждом встречном — Христа. Собственно, к этому мы и призваны, так что иных вариантов нет: назвались христианами — надо полезать в храм.

Источник: У стен Церкви

Новости по теме

Главные причины феномена «Бог в душе». Ощущение и Путь
Публикации 12 декабря 2025
Главные причины феномена «Бог в душе». Ощущение и Путь

Продолжаем разбор феномена «Бог в душе. Церковь не нужна». Мы уже говорили о том, как за этим может стоять бегство от дискомфорта и подмена веры культурным ярлыком. Сегодня – еще одна важная грань

Главное Таинство Церкви. Почему его так легко не заметить?
Публикации 8 декабря 2025
Главное Таинство Церкви. Почему его так легко не заметить?

Иногда наше восприятие незаметно смещается. Мы идём на Причастие, как к врачу за лекарством: за прощением грехов, исцелением от недугов, решением житейских проблем.

Освободить вола — можно, исцелить человека — нет?
Публикации 6 декабря 2025
Освободить вола — можно, исцелить человека — нет?

В это воскресенье мы слышим историю о женщине (Лк. 13:10–17), восемнадцать лет скорченной немощью. Ее исцеление в субботу вызывает гнев начальника синагоги. Как так: день покоя, а Иисус «самочинствует»? Не положено.

Пост, который меняет не меню, а человека
Публикации 1 декабря 2025
Пост, который меняет не меню, а человека

Наступил Рождественский пост. Нам дан драгоценный шанс вырастить внутри себя что-то светлое и настоящее. Я сам, как и вы, только пытаюсь идти этим путём и просто хочу поделиться мыслями о том, как сделать эти недели по‑настоящему плодотворными.