Рубрика «Школа молитвы». Выпуск 4
Продолжаем публиковать стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова города Нижнекамска. Студенты вместе с преподавателем рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.
У нас есть молитва Господня, она в народе называется «Отче наш». Начнем разбирать ее. Молитва эта общеизвестная, мы уже говорили, что в ней скрывается бездна толкований, т.е. в одном и том же тексте много слоев, разные святые отцы на разное обращают внимание. Сегодня мы разберем первые пару строчек.
Пока предлагаю подумать над следующим: есть молитвы, которые пришли от святых отцов, например, молитвы Макария Великого в вечернем правиле или утреннем; есть молитвы, которые пришли к нам от ангелов, например, «Трисвятое», «Достойно есть». Да, первую часть молитвы «Достойно есть» нам рассказал Архангел Гавриил. Это интересная история, связанная с иконой Божией Матери «Милующая». Посмотрите дома, или я расскажу потом.
Итак, есть молитвы от святых, есть от ангелов, а есть от Иисуса. Христос нам оставил молитву, когда Его ученики попросили об этом, сказали: «Научи нас молиться». Это 11-я глава Евангелия от Луки:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
И дальше запомните, в 11 главе Он начинает рассказывать про то, как нужно молиться. Он говорит о том, как некий человек приходит в полночь к другому человеку, стучится, но тот спит, не открывает. А человеку что-то надо очень, и он продолжает стучать и стучать... Что дальше? Посмотрите сами. Но надо запомнить, что там идут некие правила молитвы.
Об этом же самом говорится в Евангелии от Матфея, 6 глава, 9 стих: «Молитесь же так: Отче наш…» Мы видим, что одни и те же слова Христа по-разному передаются в Евангелии, где-то короче, где-то длиннее. Здесь они идентичны. Понятно, что апостолы хотели максимально точно описать, что ответил Господь. И эту молитву мы знаем на протяжении двух тысяч лет, и теми же самыми словами молимся.
Чтобы глубже понять эту молитву, нам надо избавиться от ощущения привычности. Был такой протопресвитер Александр Шмеман, и он говорил, что даже заходя в храм и видя распятие, мы уже этому не ужасаемся. А по сути, Богочеловек гвоздями прибит к древу, это страшно, но мы так сильно к этому привыкли… Мы носим на груди крестик, и нас уже это не трогает. Вот от этой силы привычки, которая пылью покрывает наше сознание, нужно избавляться. В то числе и от привычки к молитве «Отче наш».
Есть среди вас те, кто хорошо знает английский?
— Мы и русский-то с трудом...
— Те, кто знает языки, могут взять эту молитву на других языках и прочитать ее по-новому.
— А можно вопрос? Надо ли читать окончание молитвы: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки»?
— Я скажу ответ: Серафим Саровский велел дочитывать окончание.
— Давайте этот вопрос оставим открытым. Есть такая тема, что святому Серафиму Саровскому приписывали те цитаты, которые ему вовсе и не принадлежали. У меня есть контраргумент для вас: в молитвословах чаще всего окончания этого нет, почему? Для тех, кто больше не придет на наши беседы и не узнает ответ, скажу, что никакого греха, если будете дочитывать, нет. Это строки из Библии, все нормально. Но я подробнее узнаю, в чём тут дело, и вам скажу.
— Удивительно интересный вопрос.
— Я говорил, что можно молитву прочитать на другом языке, а можно ещё поглубже поразмыслить над ней. Кстати, как вы думаете… Есть такое мнение, что нельзя молиться никакой другой молитвой, кроме этой. Как думаете, на основании Евангелия можем мы дать такой ответ, что читать нужно только молитву Господню, а другие — грех?
— Нет, не грех. Молитвы-то тоже от Святого Духа появляются...
— Насколько я помню, некоторые протестанты утверждают так. Можно ответить им вот что: в самом Евангелии Христос обращался к Отцу и другими словами тоже. Помните, у Него была молитва о Своих учениках. Потом Он отвечал даже дьяволу, который искушал Его в пустыне, цитатами из Псалтири. Т.е. Сам Христос молился и другими словами тоже.
Немного разберем начало. Мы привыкли к этой молитве, но даже само обращение «Отче наш» переворачивает все представление о Создателе. Ели мы поговорим с мусульманами, они как Бога называют? Не Христа, а Бога?
— Всевышний.
— Создатель. Вседержитель.
— Если мы поговорим с буддистами, например, они скажут, что Бога нет, а если и есть, то это некий Абсолют, надмирное нечто, что выше другого, что включает в себя все. И вот приходит Христос и говорит, что отныне нужно молиться Богу, называя Его Отцом. И это действительно революция в отношениях Бога и человека. Т.е. раньше такого не было.
Смотрите, зачем Христу надо было становиться человеком?
— Чтобы грехи наши очистить можно было. Потому что человека же соблазнил дьявол, нужно было победить дьявола, чтобы человек победил. Чтобы люди поверили, что это не кто-то там… Через человеческий облик, так легче.
— На самом деле поверить легче, если увидеть на облаках Бога. А они увидели окровавленного Человека на кресте.
— Это же потом, а в начале-то верили.
— Если говорить в целом про дело спасения, то правильно, человек впустил в себя грех. И приходит Христос, который является Человеком, но при этом остается Богом. И вот связь появляется — Один из нас, из всего человечества является Богом, а значит и мы таинственно становимся соединены с Богом.
Человечество ведь между собой тесно связано. То, что Адам и Ева согрешили, а потом все люди, в том числе и мы с вами, оказались из-за них подвержены греху, говорит о том, что каждый человек — продолжение предыдущего. Адам — это ваза, и она разбилась при грехопадении на множество мелких осколков — есть такой образ, приписываемый Василию Великому. Можно представить, что осколки — это люди. Христос становится человеком, Одним из этих осколков, оставаясь при этом Богом. И Он соединяет человечество опять в одно Тело — Святую Церковь.
Иисус Христос — Сын в Пресвятой Троице, Его Отец — Господь. А значит, и наш Отец — Господь. Вот именно с Христом это пришло на нашу землю.