Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, опубликованное в Известиях по Казанской епархии 15 июня 1891 года.
В день памяти великих проповедников слова Божия первоверховных Апостолов Петра и Павла невольно останавливается мысль на отеческом наставлении одного из них. Богомудрый Павел в одном из посланий своих христианам из евреев заповедовал: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие (Евр. 13, 7).
Мудрое наставление, отеческая заповедь! Поминать наставников вообще и особенно тех, которые возвещают нам слово Божие — это священная обязанность, это нравственный долг всякого истинного христианина. И чем наставники сии более послужили нам в этом святом деле, тем большего они достойны с нашей стороны уважения, почтения и благоговейного памятования об их кончине. История христианской Церкви представляет нам длинный ряд имен наставников, благовестников слова Божия; но в этом ряду и по времени, и по значению заслуг первые места принадлежат святым первоверховным апостолам Петру и тому же Павлу, который дал нам эту заповедь.
Действительно, кто из проповедников слова Божия может сравниться с этими столпами Церкви, с этими богомудрыми учителями вселенной! Святой апостол Петр богат ревностью ко Христу, а святой апостол Павел славен своими подвигами в распространении веры Христовой; своим богомудрым учением, которым он просветил мир.
Из двенадцати спутников и благовестников, избранных Спасителем, во время не многих лет Его земного служения, особенно выдаются две личности: святые апостолы Иоанн и Симон-Петр. Первый известен любовью ко Христу, второй — ревностью в исповедовании учения Его, каковую ревность он засвидетельствовал и словом и делом, и при жизни Спасителя на земле и после Вознесения Его на небо. Так, когда Сам Божественный Учитель, по некотором времени учения, испытывает избранных учеников Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: а вы за кого почитаете Меня? — Петр предупреждает всех Богомудрым ответом: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 15-16); и за то своим Учителем не только похваляется, но и ублажается: блажен ты, Симон, — сказано ему было в ответ на его исповедание. Известно, что Воскресение Господа прежде всех открылось мироносицам, но свидетельству их об этом Апостолы не поверили: и показались им слова их пустыми, и не поверили им, — замечает в своем Евангелии святой Лука (Лук. 24, 10—11). Когда же Воскресший явился Петру, то и прочие апостолы, прежде общего всем им явления, с твердой уверенностью говорили: воистинну воста Господь и явися Симону Петру (Лук. 24, 33). Наконец Петр торжественно полагает начало Евангельской проповеди. Вот в кратких чертах обстоятельства этого величайшего в христианском мире события. В день Пятидесятницы, в Иерусалиме, по сошествии Святого Духа на Апостолов, как повествуется в книге Деяний Апостольских: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деян. 2, 14). При этом он пред многочисленным собранием не только из иудеев, но и пришельцев других стран произнес свою боговдохновенную речь. Действие этой первой христианской, миссионерской проповеди было на слушателей так велико, что из числа их в тот день три тысячи человек присоединились к христианскому обществу. Все это возвышало святого апостола Петра в среде самих апостолов. Когда Евангельская история представляет Петра в собрании апостолов, имя его первенствует в порядке имен апостольских. Когда, например, святой Матфей хочет составить список избранных в звание апостольское, он пишет: двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и потом именует и прочих апостолов (Мф. 10, 2-4).
Не встречаем в этом перечислении только имени Павла; но и апостольство Павла столь же величественно, как и Петра.
Господь наш Иисус Христос, призвавший апостола Петра и прочих Своих учеников к апостольскому служению, Сам призвал к тому же и Павла, преклоняясь к нему из отверстых небес. Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых (Гал. 1, 1), или еще как сам же святой апостол Павел изъясняется, явлением Иисус Христовым.
Восхваливший апостола Петра за его ревность в исповедании Своего Божественного происхождения, — Сей Христос Сын Бога Живаго — именует Павла, еще до его вступления на поприще апостольского служения «Избранным сосудом». Так Господь говорил Анании: иди (к Павлу), ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9, 15). Апостолу Петру надлежало положить начало христианской проповеди. Апостолу же Павлу предстояло преимущественно пред другими апостолами потрудиться в распространении веры Христовой между разными народами. Ему долженствовало основать наибольшее количество церквей, привлечь в стадо Христово огромное число последователей, и при этом вытерпеть самые жестокие страдания. Поистине, нельзя выразить словом громадности, вековечности, и крайней необходимости заслуг, оказанных христианству апостолом Павлом через проповедание слова Божия. Для увековечения благодарности за апостолом Павлом достаточно указать на громадность пространства, в пределах которого так неусыпно трудился Апостол. А это пространство простирается от Иерусалима до Иллирика (римская провинция — прим. ред.), и от Иллирика до Рима. Наконец, уму апостола Павла, просвещенному Духом Святым, принадлежит глубокое изложение им в своих посланиях великих истин и тайн Божиих, сокровенных от века, но открытых в Христовом Евангелии. В виду этих великих подвигов и заслуг апостола Павла, Святая Церковь соединила имя его с именем Петра, усвоив им наименование первоверховных.
Итак, празднуя память первоверховных апостолов, чем почтим настоящее торжество, чем ублажим память его виновников? Молитвой? — Дело доброе, но на сей раз не вполне достаточное! Похвалами первоверховным апостолам? Но язык мой изнемогает в изобретении достойных слов к сплетению им венца похвального! Если святитель Иоанн Златоуст, столь многими похвалами возвеличивший Павла, напоследок имел нужду сказать, что удобнее океан исчерпать, нежели Павловы похвалы исчислить, то что уже довольно бренные наши уста сказать возмогут!
Однако же, и на сей раз мы не беспомощны. Тот же богомудрый Павел указывает нам надежнейший способ, которым мы достойно можем ублажать подвиги первоверховных апостолов. По его наставлению истинное почитание великих проповедников слова Божия состоит в том, чтобы «взирающе на скончание жительства их, подражать вере их, последовать их богоугодному житию и их богоподобным добродетелям». Что пользы восхвалять мужей святых устами и оскорблять память их делами неправедными, — прославлять в лице их добродетели, а самим оставаться во грехах и беззакониях? И для живущих на земле праведников не красна похвала во устах грешников; тем паче оскорбительна такая похвала для живущих и царствующих со Христом на небе святых. Кто бо нам упование или радость или венец похваления? — писал апостол Павел к своим солунским ученикам, которые отличались особенным усердием в исполнении апостольских наставлений, — Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? (1 Сол. 2, 19); вы, которые приняли слово мое не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих (1 Сол. 2, 13) — с живым усердием и ревностью, которое посему плодоносно и растимо в вас и приносит плод во святыню; —вы, которые последовали моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению; — вы, которые все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
Так должно, братия мои, прославлять память святых апостолов — не словом, а делом, не одним восхвалением их добродетелей и подвигов, а подражанием им в своей жизни. Надобно усвоить себе их богоподобные и боголюбезные добродетели, их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратьям своим, их воздержание и самоотвержение, чтобы сделаться, подобно им, сынами Всевышнего, царским священством, языком святым, людьми обновления, человеками воистину Божиими. Надобно быть, подобно им, истинными рабами Господа Иисуса Христа, служить Ему единому преподобием и правдой во все дни живота своего, благоугождать Ему всесердечным послушанием святейшей воле Его, исполнением святых и животворных заповедей Его. Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу! Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал святой Павел всем чадам своим о Господе[1].
О. В. С.
[1] См. Слова Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского, т. I, стр. 188.