История Русской Церкви та же, как история общехристианской Церкви, разве что с опозданием почти на десять столетий. Особенно ясно понимаешь это в День памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, который празднуется во второе воскресенье после Пятидесятницы: в этом году 10 июня. Постараемся проследить эти параллели.
Вот Господь после чудесного Воскресения посылает учеников на проповедь Своего учения по всему миру: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И апостолы расходятся во все страны известного тогда мира, доходя даже до экзотической Индии. А один из них — святой Андрей Первозванный — устремляется в более северную, но не менее экзотическую землю, к русам. По преданию, недалеко от Киева он водружает крест и проповедует о том, что скоро здесь «воссияет благодать Божия», тем самым предсказывая просвещение Гипербореи (как назвали наши земли древние греки).
Но после первой апостольской проповеди приходит время скорби: римские императоры-богоборцы начинают преследовать христиан, уничтожая их за веру в Истинного Бога. И в истории русской Церкви появляется такой эпизод: пусть не было в Древней Руси масштабных гонений, но первые русские святые — князья Борис и Глеб — смиренно, как мученики первых веков, приняли смерть от рук своего нечестивого брата, Ярополка Окаянного. Это случилось в XI веке.
В истории всемирной наступает IV век: наконец гонения прекращаются, поскольку в Риме император Константин издает указ о равенстве всех религий перед законом и утверждает истинность учения Христа.
После этого следует череда Вселенских Соборов, формирующих догматы Святой Церкви. Русская же история после окончания междоусобиц — также время расцвета православного богословия: целый сонм преподобных и святителей, живших в XII — XIX веках в Русской Земле (среди которых много Казанских светочей), — вот то сокровище, что собрала Русская Церковь.
Как относительно спокойная жизнь мирового Православия подарила нам множество святых, так и жизнь в Русском Царстве была доброй почвой для возрастания множества прославленных епископов, священников, монахов и мирян, которые до сих пор являются примером жизни для нас.
В XX веке Русскую Церковь потрясает нечто не свойственное для мировой истории Церкви. Октябрьский переворот и последующие за ним «красный террор» 20-х и «великий террор» 30-х годов приводят к тому, что у нас появляются совершенно уникальные заступники — святые Новомученики и Исповедники Российские, не отказавшиеся от своей веры, не побоявшиеся пойти на гибель, как и мученики первых веков…
Кровавая история новых гонений закончилась, но до сих пор каждый год Церковь прославляет новых и новых людей, которые за свою непреклонную веру удостоены радости молиться за нас с вами перед лицом Господа и являют собой образцы любви, смирения и крепости в вере — того, что подчас нам так не хватает.