Задачка на Великий пост

5512
Фото

«Слова у него не расходятся с делом» — так говорят про решительных и ответственных людей, и нам, конечно, хочется, чтобы мы сами являлись таковыми. Тем более что христианам, верующим в Бога-Слово, положено очень внимательно относиться к тому, что мы говорим.

Но вот мы говорим, не вдумываясь в смысл слов… Вот мы живём, не вдумываясь в смысл жизни... Почему так, и чем это нам грозит? Попробуем разобраться.

Пожалуй, самый наглядный пример — это редукция христианского выражения благодарности. Когда-то давно наши благочестивые предки говорили: «Спаси тебя Бог», и это со временем превратилось в «спасибо». Желая вернуть выражению сакральный смысл, современные православные придумали новую формулу: «Спаси, Господи». Здесь ещё больше, ещё страшнее — прямое обращение к Творцу вселенной с просьбой помиловать человека.

Увы и увы нам, это выражение постигла та же печальная участь. «Спаси, Господи» сначала потеряло запятую, а потом и смысл. Подавляющее число православных говорят эти слова, не вдумываясь, не соединяя язык с сердцем.

И так везде. От многократного повторения наши общеупотребительные молитвы превращаются в какую-то мантру, и мы ищем удовлетворения в простом повторении слов, забывая о том, что это обращение живого человека к Живому Богу.

«Спаси, Господи» сначала потеряло запятую, а потом и смысл

После еды мы говорим: «Но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас». Если поразмыслить, это прямая отсылка к эпизоду в Евангелии, когда Воскресший Христос неожиданно появляется среди апостолов. «Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? <…> Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними», — вспоминает это событие евангелист Лука.

И вот по три раза на день вспоминаем этот случай двухтысячелетней давности, и просим Христа тоже так же, но только невидимо для глаз, посетить нашу трапезу, благословить нас, преподать мир и спасти нас…

Впрочем, что это я. Мы просто читаем молитву после еды, чтобы с чистой совестью можно было мыть тарелки и идти смотреть «Прямую линию» на Спасе.

«Просто читаем молитву…» Это всё равно, что наши дети создадут в телефоне смс-шаблон: «Доброе утро, мама!», и каждый день из года в год будут почти бездумно посылать его нам, исполняя сыновние обязанности.

А ведь мы поступаем так не только в молитве. Вся наша церковная жизнь пропитана этой отравой привычки и охлаждения. Протопресвитер Александр Шмеман сравнивал её с пылью, которая незаметно покрывает всё, и тогда… И тогда даже страшное изображение Распятия становится для нас обычным делом, мы проходим мимо него всякий раз, посещая храм, и наше сердце никак не откликается на образ Страдающего Спасителя.

И так везде! Даже Литургию, великую и таинственную, мы склонны превращать в привычную «обеденку», на которую надо успеть подать записочки, и желательно достоять до целования Креста (а-то грех будет, если уйти раньше). Это пусть святой Гавриил Ургебадзе нам рассказывает про пыль на полу, которую после Литургии можно собирать и целовать, а мы постоим в шапках и куртках полтора часа, исполним свой долг, и отправимся домой, как будто ничего и не было.

Это всё равно, что наши дети создадут в телефоне смс-шаблон: «Доброе утро, мама!», и каждый день из года в год будут почти бездумно посылать его нам, исполняя сыновние обязанности

Такое отношение, безусловно, распространяется на всю жизнь человека. Он как бы влачит своё существование вполсилы, не вкладывая душу в важные вещи. А что для нас важно? Ведь не выбор дублёнки, и не сериал после программы «Время» — то, на что мы обычно тратим много внимания. Важно — больше всего на свете — стремиться к Богу. Важно хотеть, желать попасть в такое Царство, где Он всегда будет рядом. Всё остальное — приложится.

Тогда утренние молитвы станут радостным разговором с любимым Богом, у которого просишь благословения на наступающий день — не исполнением обязанностей, не метафорой, а живой беседой. Молитвы станут ещё и воплем покаяния, биением себя в грудь и невозможностью от стыда поднять глаза на Небо: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»

Понятно, не в одночасье так случится. Обычно искреннее предстояние получается у нас только при серьёзном душевном потрясении, когда мы молимся после страшной новости, узнанной от врача, или о близком человеке, пришедшем в очередной раз домой пьяным… Но всё же направление, к которому надо стремиться, должно быть ясным для нас, и всю жизнь свою мы должны искренне и твёрдо посвящать Богу. Да, через силу мы будем вставать на молитву, но и ругать хотя бы себя будем за такое нежелание, и начнём во время «чтения» пытаться каждое слово соединять с сердцем. Тогда со временем задача обязательно решится.

Важно — больше всего на свете — стремиться к Богу

«Я знаю, что Ты тут, потому что Ты меня создал для того, чтобы я с Тобой встретился и соединился. Буду ли я ощущать Твое присутствие или нет — не так уж важно, для меня достаточно знать, что Ты, по Своей любви и по Своему смирению, здесь, вместе со мной». Так, например, молился приснопамятный митрополит Антоний Сурожский.

Вот нам задачка на Великий пост — постараться каждое возношение молитв принимать как встречу со Христом. Благоговейную, исполненную тишины и покаяния встречу. Это трудно, это сразу переносит не только нашу молитву, но и всю нашу жизнь на какую-то неизмеримо более важную высоту. Но вот здесь-то и есть — настоящая жизнь. Ведь Царствие потому и Божие, что в нём рядом с нами, очень близко с нами, будет Господь.

Научиться радостному и внимательному предстоянию перед Его престолом — и есть цель нашей земной жизни. Сердца чистые сотвори в нас, Боже, и дух правды обнови в нас! С Великим постом!

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Великие дни Страстной седмицы
Публикации 15 апреля 2025
Великие дни Страстной седмицы

Священники Казанской епархии о самой важной неделе для каждого христианина

Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря
Публикации 9 апреля 2025
Шестая седмица — путь ко гробу Лазаря

Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга.

В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани
В канун Недели 5-й Великого поста митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани

5 апреля, в канун Недели 5-й Великого поста, преподобной Марии Египетской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе города Казани.