Праздновать или нет: Православие и «Светские праздники»

6589
Фото

Как православному относится к Новому году? А к 23 февраля/8 марта? А на день святого Валентина можно молебен послужить? Эти и многие подобные вопросы священнику часто приходится слышать в храме. И если на вопрос о бесовском празднике Хеллоуин священник уже знает что ответить, то вопрос о празднике Холи и отношения к нему Православной Церкви вполне может заставить его задуматься.

В нашем календаре существует очень много самых разных праздников, и далеко не все из них имеют христианское происхождение. Как же современному православному христианину относится к ним и можно ли в них участвовать?

Давайте разбираться.


Граждане своего Отечества

В первую очередь предлагаю сразу отсечь большую группу праздников — это праздники государственные. Все мы живем в России и молимся о «властех и воинстве ея». Равно как все мы знаем слова апостола Павла «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).

История России — это сложное переплетение войн и революций, героических достижений и резких «изменений курса». И наш современный государственный календарь прекрасно это иллюстрирует: в нем есть и православное Рождество Христово, и «День Весны и Труда» явно советского происхождения. Какие-то советские праздники изменили свое содержание. Например, 8 марта из дня чествования героев-революционерок стал просто «женским днем».

Каждый христианин является гражданином своего Отечества, и если государство устанавливает какие-то памятные даты, которые прямо не противоречат христианству, то можно их отмечать. Тем более, что для многих наших соотечественников день 8 марта стал настолько традицией, что не поздравить друзей или родственников будет приравнено к очень сильной обиде. Зачастую 8 марта выпадает на Великий пост. Ну что же, вполне можно просто подарить цветы и пожелать что-то приятное, не участвуя при этом в разгульных корпоративах и массовом злоупотреблении спиртным.

Странный новодел

Если с государственными праздниками все более-менее понятно, то перейдем к следующей группе «красных дней календаря» — недавно появившимся у нас «дням святого Валентина», «веселому празднику Хеллоуин» и прочим.

И тут православному христианину нужно быть очень и очень аккуратным. Прежде чем участвовать в каком-то подобном празднике, нужно понять в честь чего это событие. Если во время «тыквенного праздника» люди одевают костюмы нечистой силы и прославляют ее, то это повод серьезно задуматься: а какие будут последствия от этого заигрывания с нечистью.

Праздник всех влюбленных — очередной маркетинговый ход?

Уже прочно обосновался в календаре «День всех влюбленных». Кстати, многих подкупает имя «святого Валентина» в названии этого праздника. Но стоит приложить совсем немного усилий и обратиться к поисковой системе для того, чтобы узнать страшную правду — святого Валентина нет в католических святцах.

Так что подходим ко всему с рассуждением — прекрасный принцип православной аскезы, который нужно применять в современном мире.

Праздник красок?

Краски, улыбки и демоны

И последнее, о чем хочется сказать, — это о тех праздниках, суть которых скрыта под красивой обложкой. Прекрасный пример этого — набирающий популярность «праздник красок Холи» или «Color Fest». Казалось бы, безобидный радостный праздник — люди разбрасывают краски, веселятся, посыпают себя пеплом от костра. Но у этого праздника есть достаточно явно выраженные религиозные корни и посвящен он индуистским богам. А как мы знаем из Псалтири, «все боги народов — идолы» (Пс. 95:5).

Императив апостола Павла

Апостолу Павлу принадлежат по-настоящему великие слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Нет ничего плохого в том, чтобы поздравить жену с 8 марта, а вот участвовать в разгульном корпоративе — это грех. Лучше поздравить неверующих родственников с Новым годом и соблюдать при этом Рождественский пост, чем доказывать им, что это «бесовский праздник» и слышать суждения в стиле «совсем с ума сошел от своего Православия».

Ко всему нужно относиться с рассуждением, чтобы случайно не поучаствовать в каком-нибудь очередном празднике «всей нечистой силы». Ведь мы прекрасно знаем, что если позвать нечистую силу в свою жизнь, то она с удовольствием в нее придет и там останется. А вот выгнать ее оттуда — очень сложно.

Поэтому давайте ко всему будет относиться по этому великому принципу святого апостола.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»