О Таинстве Исповеди и покаянии

15901
Фото

Каждый христианин может вспомнить несколько случаев сверхъестественного вмешательства в свою жизнь, свидетельствующих о ежеминутной заботе Создателя о человеке. «Самое великое чудо совершается на Литургии. Таинство причащения — Евхаристия — это не только тайна, но и величайшая милость нам, грешным». С этих слов началась наша беседа с исполняющим обязанности наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонахом Гавриилом (Рожновым).

— Отец Гавриил, к этому чуду надо готовиться. Перед Причастием верующему следует исповедоваться. В нашу редакцию поступил вопрос: в чем отличие раскаивания от покаяния?

— Раскаяние человека есть сожаление о том, что он поступил именно так, а не иначе. Это невольное признание того, что он мог бы поступить по-другому, то есть правильнее. Но в раскаянии еще нет отречения человека от себя прежнего — он сожалеет лишь об отдельном поступке. Хотя, надо признать: раскаяние — это первый шаг к покаянию.

Покаяние же — это не только признание своей вины, но и обращение к Богу за помилованием. Возьмем пример из Библии: Иуда сначала раскаялся, а затем повесился. Почему? Потому что он не поверил в милосердие Божие. Он отчаялся. Подобное раскаяние Церковь осуждает, об этом пишут и святые отцы. То есть покаяние — это именно раскаяние с последующим обращением к Богу. Покаяние начинается в душе человека, а завершаться оно должно исповедью вслух перед священником. Исповедь — венец покаяния.

— А есть ли разница между покаянием и самоедством?

— Покаяние нацелено на то, чтобы выявить в себе грех, понять его причины, а затем освободиться от него с помощью Божией — через Таинство Исповеди. Человек должен познать свою немощь, принести ее к Богу и сказать: «Я грешен, помоги исправиться». Не надо заниматься самоедством и самокопанием. В Псалтыри сказано: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит».

Конечно, верующему надо разбираться в себе и в своих грехах. Но как? По мнению преподобного Петра Дамаскина, спасение человека должно совершаться между страхом и надеждой. Между страхом Суда Божиего и надеждой на милосердие Господа. Мы должны ужасаться своим грехам, но в то же время и надеяться на милосердие Божие.

Спасаемся мы милосердием Божиим, а не своими подвигами или трудами. Почему? Потому что если бы наших трудов было достаточно, то Спасителю не нужно было бы приходить в мир. Наше состояние таково, что наши души нужно спасать. Надо сказать, что человек становится христианином лишь тогда, когда начинает понимать, что погибает. И это очень важный этап. Покаяние — это начальная точка христианской жизни, «возвращение блудного сына».

Получать благодать Божию — через Исповедь и Причастие

— Мы часто каемся в одних и тех же грехах, как будто сомневаемся в их прощении.

— Это не сомнения, а признание своей немощи. Мы понимаем, что мы снова упали. Но было бы гораздо хуже, если бы мы в них не каялись.

Когда верующий признает свой грех на исповеди, он привлекает милосердие Божие. Надо понимать, что совершенствование происходит постепенно.

Хуже было бы, если бы человек грешил и не каялся. Святые отцы говорили, что Господь оставляет человека, чтобы тот помучился со своими страстями. Для чего? Во-первых, для того, чтобы познать свою немощь. Во-вторых, для того, чтобы научиться смиряться с этим. Святые отцы утверждали, что Господу нетрудно дать человеку бесстрастие, но Он этого не делает, потому что от этого не будет пользы человеческой душе. Человек возгордится, а гордыня — самый страшный грех. Господь даже святым людям оставляет небольшие немощи, которые их смиряют. Покаяние — это долгий процесс. Человек не становится смиренным и кротким в том момент, когда к нему приходит осознание того, что он раздражительный и гордый. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель — не груша. Сразу не съешь».

Грех — это бурьян с длинными корнями. Мы можем обрезать стебель, но это ничего не даст: через некоторое врем появится новый. Необходимо выкорчевать греховную страсть. Покаяние является одним из средств борьбы со грехом.

— Может, верующим мешает маловерие?

— Часто можно услышать от верующих, что у них нет веры. Это не так: вера на самом деле она есть, но ее мало. И в этом, как и в любой страсти, нужно каяться. «Верую, Господи, помоги моему неверию», — говорил апостол Фома.

— Скажу с осторожностью, что иногда ясно вижу помощь Бога себе…

— Есть хорошая притча. Однажды человеку показали его жизненный путь в виде следов на песке. В начале пути были видны следы двух пар ног, а в некоторых местах — только одной. Человек, показывая Богу на следы, сказал: «Поначалу Ты шел вместе со мной, но когда возникали сложности, я оставался один. Почему так?» Господь ответил: «Присмотрись внимательнее к следам. Там, где двойной след прерывается, одиночный становится глубже. В этот момент Я нес тебя на руках».

Когда в нашей жизни случаются скорби и кризисы, мы чувствуем, что Господь нас бережно несет.

— Но от этого же стыдно…

— Да, стыдно. Но это у всех так. Не падать свойственно лишь Ангелам. Падать и не вставать свойственно бесам. А человеку свойственно и падать, и вставать. И так до конца жизни, к сожалению.

Могут ли убийцы, блудники и отступники стать святыми?

Великий пост предваряет Прощеное воскресенье. Последний вопрос: как простить человека, который причинил тебе нестерпимую боль?

— Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) говорил: «Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам». Верующему нужно стараться сохранять благодушие — в этом случае Господь смягчит его сердце. За его старание Господь подаст ему другое чувство. Сердце нуждается в пожизненном подвиге очищения. Григорий Нисский говорил, что человек должен быть камнетесом своего сердца.

Многие люди от природы имеют гордое, самолюбивое и жестокое сердце. Но если человек старается исправить свой характер, то ему от Бога будет большая награда — даже за одно стремление к изменениям.

— Спасибо за то, что нашли время ответить на наши вопросы, отец Гавриил.

— Во славу Божию.

Источник: сайт Раифского Богородицкого монастыря

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.