В конце первой седмицы Великого поста все члены Церкви Христовой стараются исповедаться в своих грехах и причаститься Святых Христовых Таин. Как подготовиться к покаянию? Один мой друг перед Исповедью обычно смотрит видеозапись отпевания старца Иоанна (Крестьянкина). Молитвословия о тленности жизни, заплаканные лица священников, общее настроение момента прощания христиан с любимым пастырем, отправляющимся на Небо — всё это помогает моему другу иначе взглянуть на свою жизнь и припасть ко Христу под епитрахилью уже по-другому, не теплохладно, а искренне. Как знать, быть может, бесхитростная, но искренняя статья «Перед началом Исповеди» из журнала «Троицкое слово» для кого-то станет такой же любимой помощницей в подготовке к таинству примирения с Церковью. А написал её в начале ХХ века некий скромный батюшка «Свящ. Н. К-ков».
«Великую милость явил всем нам, возлюбленные братья и сёстры, Спаситель наш, Господь Иисус Христос — удостоил нас быть Его рабами и называться христианами. Хотя временами и тяжело бывает нести жизненный крест по пути спасения, но надежда на милость Божию и на лучшее будущее облегчает тяжесть скорби. Зато какая великая радость, когда благодать Господня, как небесная гостья, посетит убогий дом души и оживит её небесной жизнью. Тогда забудутся все трудности и тяжести этой жизни, и почувствуется лёгкость, отрада, мир, утешение…
Такой благодати от Господа удостаивается каждый верующий христианин, искренно и сердечно обращающийся к Господу в трудные минуты жизни. А особенно близка к человеку благодать Божия бывает во время чистосердечной Исповеди перед Богом и Причащения Святых Христовых Тайн. Тогда, с одной стороны человек приносит Господу сердце сокрушенное и смиренное, а с другой — Сам Господь идёт навстречу человеку, принимает его в Свои Отцовские объятия и щедро награждает его Своей милостью и благодатью. Какое великое счастье, возлюбленные о Господе братья и сёстры!
Дорожить бы нам нужно таким великим Господним даром, и делать всё возможное, чтобы быть христианами, достойными небесного звания. Но посмотрим на самих себя, братья и сёстры, и спросим по совести: так ли мы живём, как подобает жить верным рабам Христовым? Благоугождаем ли Господу исполнением Его заповедей? Храним ли себя от грехов и пороков? Носим ли в сердце тепло любви к Спасителю нашему? Пусть каждый из вас подумает об этом и даст ответ перед Богом в тайне души.
Я же вынужден сказать вот что. Знаем мы путь богоугодной жизни, знаем и заповеди Христа, и любовь к Нему не прочь иметь… Но вот твёрдо встать на правильный путь жизни не хватает у нас ни решимости, ни усердия. Мы больше любим жить в своё удовольствие! Поэтому при первом же случае, когда можно показать любовь к Богу и проявить делом христианскую добродетель, мы уклоняемся или со стыдом, или придумывая лукавые самооправдания… И так повторяется почти постоянно.
И вот, когда в уме представим светлый идеал совершенной жизни во Христе и сравним с ним свою грешную жизнь, то не можем не восскорбеть душой и не исповедать Богу свои беззакония… Как далеко мы очутились от божественной жизни, как далеко от Бога грех поставил нас, как сильно потемнел лик нашей души, когда-то светлый и сияющий!..
Почему же это так? Почему мы не можем быть верными рабами Владыки — смиренными, терпеливыми, кроткими и чистыми? Почему мы не заботимся о душе своей, хотя знаем, что рано или поздно всё здешнее оставим и предстанем на суд Божий? Откровенно говоря, причины — в нашей свободной воле и в нашем личном решении. Ведь Господь сотворил нас свободными, и от нас полностью зависит направление нашей жизни, её судьба и участь. Но только мы сами не хотим следовать за Спасителем, не хотим взять на себя иго Его заповедей. А если это так, то какой ответ дадим мы Господу за свою нерадивую жизнь, за свою холодность сердечную?
Но «не вниди в суд» с грешными рабами Твоими, Господи! Яви и на нас, желающих вернуться к тебе и исповедаться перед Тобою, великое человеколюбие Твоё и спасение Твоё дай нам! И хотя в светильниках наших мало масла любви к Тебе, нет и дел, угодных Твоему величию, но есть чувства своей грешности и безответности перед Тобою… Прими же и нас, Святой Господи, как принял блудницу, разбойника, мытаря, и излей на нас грешных богатую милость и благодать Твою!»