Воспоминания о первых и робких шажках навстречу Церкви бывают наполнены особой радостью. Только-только соприкасаясь с благодатным опытом Богообщения, мы открываем для себя совершенно иной мир, видим поразительную духовную реальность. Такое открытие переворачивает наше «Я» и устремляет нас навстречу этой, ранее невиданной, вечной радости, которую дарит Спаситель. Первый опыт церковной жизни наполнен особыми красками. Хочется кричать всему миру о своем открытии и всем-всем показать то, что нельзя пересказывать словами, но можно только переживать лично.
Это стремление становится важнейшим основанием для исполнения последней заповеди Господа Иисуса Христа о проповеди Благой Вести всему миру. Данный призыв мы находим в Евангелии от Матфея:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам.» (Мф.28:19-20).
Именно эти слова Христа лежат в основании христианской миссии — проповеди Благовестия по всей Вселенной.
Задумаемся только, какое важное служение — делиться своим подлинным счастьем от общения со Спасителем со всеми, кто еще не знает Его и пребывает в тени смертной (Мф.4:16). Такой подвиг является почетнейшим деланием. Тот, кто свидетельствует об Иисусе Христе, становится соработником Бога в деле спасения ближних и наследует особые апостольские венцы. Призыв Спасителя обращен к каждому из нас! Ясно эту мысль выразил священномученик Василий Кинешемский:
«На каждом из нас до известной степени лежит долг апостольского служения… Мы призваны Господом не только к личному спасению, но и к тому, чтобы содействовать спасению братьев наших. Это долг христианской любви».
Свидетельство об истине является важным в деле личного спасения. Об этом пишет в своем послании апостол Иаков: «Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).
Апостольские века уже позади. Проповедовать Православие инославным в другие страны едут редкие миссионеры-энтузиасты. У нас же даже самое малое, доступное каждому, миссионерство, как-то «не в моде». Приходит человек в Церковь, озаряется, получает радостные переживания, но его по-детски искренний порыв — познакомить со Христом кого-нибудь еще из своих ближних, быстро потухает. Мы начинаем стесняться Господа в самых обыденных вещах.
Спаситель обличает пороки, идет поперек ценностям мира, поэтому Он не популярен. Такая участь ждет и Его последователей (Ин.15:18-19). Мы это чувствуем и, остерегаясь недопонимания, не решаемся свидетельствовать даже в малом — подобно апостолу Петру прикидываемся незнающими Спасителя. Часто мы не решаемся рассказывать о Христе и самым ближним, даже несмотря на то, что евангельское слово могло бы коснуться доброй почвы, готовой для восприятия жизни.
Апостол Павел в послании к римлянам справедливо вопрошает: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим 10:14).
Ленясь, а порой и стесняясь говорить об Иисусе Христе, мы лишаем ближних самого важного, а также подпадаем под грозное осуждение Господа:
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33).
Христианами мы должны быть не только в Церкви, но и за ее пределами, иначе как мы будем светить и прославлять Отца нашего Небесного перед людьми (Мф.5:16)?
На Литургии в Таинстве Евхаристии мы получаем ощутимое благодатное утешение, укрепляющее и вдохновляющее. Однако же его свет часто не выходит за пределы нашего сердца. Сокровище прячем в дальних таинниках души, а ближних лишаем возможности сопереживать нам.
Страшные слова, осуждающие нашу беспечность можно встретить в творчестве святителя Иоанна Златоуста: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других», и еще:
«Не могу поверить, чтобы тот спасение получил, кто о спасении ближнего не радеет».
К кому, если ни к нам обращены эти упреки?! Можем ли мы быть уверены в своем спасении, если не решаемся делиться благовестием с ближними?
Такая нерешимость приводит к худшим последствиям. Пока мы стесняемся свидетельствовать в меру своих сил о Господе внешним, этим пользуются самые разные люди, исповедующие иные представления о Боге. Даже не имея полноценного опыта Богообщения, они искренне и целеустремленно проповедуют свое учение и тем самым расхищают потенциальных чад Святой Церкви.
Свидетельство о Православной вере — наш долг, проявление самой подлинной любви. И не должно быть здесь робости и стеснения.
Если мы обратимся к истории нашего Отечества, то увидим, что Православие до великих потрясений XX занимало самое важное место в жизни русского народа, и свидетельство о Христе — это прежде всего призыв вернуть утерянное прежде бесценное сокровище. Мы должны укрепиться в надежде о возвращении в Церковь всех потерявших Спасителя, а также о просвещении всех неведающих Его. По слову святителя Григория Богослова: «Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».
Немного о миссионерстве, или Как не совершить непоправимого в беседе с подросткамиНемного о миссионерстве, или Как не совершить непоправимого в беседе с подростками
Каждый христианин в меру своих возможностей может совершить посильный для себя апостольский подвиг. Нужно лишь иметь открытое сердце, готовое делиться с ближними той драгоценной радостью, которую вкладывает в него Господь Иисус Христос, тогда мы приблизимся к блаженному наследию Царства, обещанного Спасителем всем верным: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).