6 января 2018 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Казани. После чтения Евангельского зачала архипастырь обратился к молящимся с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы с вами находимся на пороге празднования Рождества Христова. Уже волхвы из далекой Персии, увидевшие необыкновенную звезду и ведомые ей, идут в Палестину. Но что дает нам, христианам, Рождество Христово? После грехопадения природа человека, к великому сожалению, была повреждена: и сейчас мы слышим о генетическом коде, который проявляется через несколько поколений в болезнях, талантах и многом другом. Человечество ждало, когда же придет обещанный еще в раю Искупитель.
Но перед этим большие испытания злом приходят в мир. В раю дьявол позавидовал первозданному человеку, соблазнив его на грех. Затем Каин убивает своего брата Авеля. Человечество развращается и периодически наказывается Богом — так, после Всемирного потопа остается лишь семейство Ноя. Но человечество вновь распространяется и вначале живет по Божьим заповедям, а затем отступает. И вновь испытания— и плен египетский, и плен вавилонский…
Наконец, исполнилась полнота времен, надлежало родиться Спасителю мира. Праведники иудейские — фарисеи и саддукеи — тоже ждали Христа, но ждали Его как царя, который придет спасти не весь род человеческий, а только избранных иудеев. Но Бог — Творец всех и вся. Как скажет впоследствии апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11). И Он, нисходя с небес, рождается не в царских палатах, не во дворце, не в окружении слуг, а в убогой пещере, где пастухи прятали скот от непогоды. Ему не нашлось места даже в самой простой гостинице или каком-то доме — всесильный Бог нисходит, зрак раба приим (Флп. 2:7). Для чего? Пройдет время, и в полной мере проявится Его Божественная сила. Он будет исцелять слепых, хромых, изгонять бесов, Он будет воскрешать мертвых. И Он будет распят, положен во гроб, воскреснет и вознесется.
Что это за праздник — Рождество Христово? Как нам понять его? Нередко в недоумении говорят: «Не может быть, чтобы Бог воплотился в человека, чтобы Бог, оставив небесные выси, нисшёл в рабском облике на землю». Не может быть? Может, ибо там, где Бог, побеждаются естества уставы (9 песнь канона на праздник Успения Богородицы). Что Бога, всесильного, вечного и всемогущего Творца, привело в эту пещеру? Любовь к нам, погибающим во грехе. Эта любовь низвела Его с неба на землю через воплощение от Богоматери, и эта же любовь возведет Его ради нас на унижение, осуждение, на крестную смерть.
Сегодня, накануне святой ночи Рождества Христова, мы должны задуматься над тем, как мы живем. Исполняем ли мы те нормы, заповеди, законы, которые Бог оставил? Или же попираем правду Божию через беззакония? Брат и сестра! В эту предрождественскую ночь нужно подумать о великом таинстве Рождества, о своей жизни. Соответствуем ли мы великому званию христианина? Готовы ли поступиться своим «я», чтобы помочь ближнему, простить обидевших, уйти от пересудов и неправды? Путь к Вифлеемским яслям — это путь покаяния, путь переосмысления жизни, путь становления на твердую почву исполнения тех норм, которые оставил Христос.
И поэтому сейчас на этой торжественной таинственной службе, где как бы заря с востока идет к нам, через песнопения напоминая о рождающемся, нисходящем на землю Спасителе Христе, с этими молитвами и чувствами будем предстоять ныне пред яслями рожденного Спасителя. Будем Его верными сынами и дочерями, теми, ради кого Он сошел на землю, дабы мы имели возможность от земли восходить на небо. Аминь.