Суть этого блаженства наиболее полно раскрывается в притче о Страшном Суде (Мф.25:31-46). В ней, Господь говорит о том, что Сын Человеческий, во втором и Страшном Пришествии, сядет на престоле славы Своей и будет судить все народы. Праведный Судия разведёт людей направо и налево по одному критерию —; милостивые наследуют Царство, а немилостивые пойдут в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
И это потому, —; говорит Христос, —; что милостивые оказали милость именно Мне —; Судье вашему. А немилостивые, соответственно, отказав Мне в нужде Моей, оскорбили Меня.
Когда мы видели Тебя нуждающимся и послужили (или не послужили) Тебе?! —; спросят те и другие. И нам тоже хочется понять, о чём идёт речь.
А речь здесь идёт о том, что Сын Божий, воплотившись, принял в Свою Личность всё человеческое естество, или, говоря языком высокого богословия, воипостасил его. То есть, не стал ещё одной человеческой личностью, а соединил в Себе два естества —; Божественное и человеческое. Соединил неслитно и нераздельно.
О любви к человеку
Божественное естество у Христа одно с Отцом и Духом, потому что Бог един по естеству и троичен в Лицах —; Отец, Сын и Дух Святый.
А человеческое естество Христа одинаковое с каждым из нас. И это значит, что Сын Божий, став Сыном Человеческим, соединился со всеми людьми. Из этого следует, что Христос, таинственно и необъяснимо присутствует в каждом человеке.
Мы, христиане, соединяемся с Ним через Крещение и, таким образом, становимся причастниками нового человеческого естества, которое Сын Божий создал Себе в утробе Богородицы. Через Причастие, мы соединяемся с Ним в одно Тело Христово, которое, по апостолу Павлу, есть Церковь. А в прочих людях Господь присутствует непостижимым образом —; Духом Своим, Который дышит, где хочет (Ин.3:8).
Поэтому-то и говорит Господь: так как вы сотворили милость (или не сотворили) одному из братьев Моих меньших, то сделали это (или не сделали) Лично Мне.
В свете этой притчи ветхозаветная заповедь «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5), звучит по-новому: люби всецело Христа —; Господа и Бога твоего; и ближнего твоего люби так же, потому что в нём Христос —; Господь и Бог твой.
Как труп не захороненный, или Что делать, если жить совсем невыносимо
Вот что пишет преподобномученица Мария (Скобцова), казнённая нацистами в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года: «На страшном Суде с человека будет спрашиваться не то, как он уединенным подвигом спасал свою душу, а именно то, как он относился к ближнему, посещал ли его в темнице, накормил ли голодного, утешил ли его, — одним словом, — любил ли он брата своего человека, ставил ли эту любовь перед собою, как непреложную заповедь Христа? И тут нельзя отговориться достаточностью молитвенной памяти о брате, — необходимо оправдаться деятельной любовью, самозабвенной отдачей души своей за други своя».
Итак, друзья: «Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на Суде» (Иак.2:13). Похвалит Господь и Бог наш Иисус Христос, Праведный Судия, милость рабов Своих на Страшном Суде Своем: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (25:34). Исполнит Спаситель непреложное обетование Свое: Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут.