Каждый человек после смерти предается Божьему суду, но этот суд временный, он определит место пребывания души человека до Страшного суда. Когда же наступит конец времен, все мертвые воскреснут, и вместе с людьми, оставшимися в живых, будут преданы окончательному суду, который и называется Страшным судом.
«Когда же придет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других», — так начинает рассказ о Страшном суде апостол Матфей (Мф. 25,31-32) Почему же этот суд Иисуса Христа называется Страшным, в чем ужас его?
Во-первых, потому, что этот суд на вечность, суд, приговор которого не может быть изменен и никаких амнистий не будет. Скажет Господь праведникам: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34). И скажет Господь грешникам: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».
Во-вторых, потому, что обличать всех будут все ангелы и с ними ангел-хранитель, которого мы часто забываем, святые апостолы и учителя Церкви, поучениями которых мы часто пренебрегаем.
В-третьих, потому, что на этом суде будут все родные и знакомые, и пред лицом их откроется то, что тщательно скрывалось в земной жизни.
В-четвертых, потому, что будут оглашены самые страшные преступления, совершенные миллионами людей, среди которых предстоит стоять нам.
Почему же мы, зная это, не страшимся? Бог всё видит, всё знает, но мы стараемся забыть об этом. На глазах же людей мы стесняемся сделать плохое дело, то есть людей боимся больше, чем Бога.
Многие люди, даже православные, зная о Страшном суде, не спешат готовиться к нему. Кто надеется на доброту и милосердие Бога, другие думают, что как удается обманывать на земле, так и там вывернемся. Однако по Закону Правды за каждым преступлением должно следовать наказание, и все проступки будут точно измерены и взвешены. Большинство же людей считает, что смерть наступит не скоро, и еще будет время для покаяния. Особенно это относится к современной молодежи, стремящейся жить в безрассудных удовольствиях, часто за счет других, с нарушением основных заповедей Бога.
Человек и грешник — это две реальности, «Человека создал Бог, грешника создал сам человек. Уничтожь сделанное тобой, чтобы Бог мог спасти созданное Им. Когда ты начинаешь ненавидеть то, что ты сделал, тогда начинаются твои добрые дела, потому, что ты разоблачаешь свои злые дела. Начало добрых дел — это исповедь в делах недобрых», — так поучает блаженный Августин.
Осознание греха содержит в себе внутренний суд совести, а этот суд действием Духа Святого приносит двойной дар: дар истины совести и дар уверенности в искуплении. Дух Истины есть Утешитель.
О Страшном суде нужно помнить всегда и везде, ибо он неминуем. В этом нам поможет наша совесть, данная нам Господом, суд совести — это начало Страшного суда. Нужно прислушиваться к голосу совести. Она никогда не молчит, мы же не хотим слушать ее и затеваем пустые разговоры, включаем на целый день телевизор или магнитофон, а то и заливая водкой. Голос совести хорошо слышен, когда мы отбрасываем все навязчивые мысли, стараемся уединиться, лучше всего среди природы. Тогда ангел-хранитель, не оскорбляемый никем и ничем, поможет разобраться в том, что подсказывает совесть.
Верующие должны различать права и обязанности, надлежащие им как членам Церкви, и те, которые положены им как членам человеческого общества. Руководствуясь христианской совестью то и другое должно согласовываться с повелениями Бога. Во всех делах и мыслях человек должен вести себя так, как если бы должен умереть сегодня. Следует воздерживаться от греха, а не бежать от смерти. Если сегодня не готов к ней, то как будешь готов завтра?
Совесть призывает к покаянию, которое осуществляется через пост, молитву и дела милосердия. Необходимо как можно чаще, но не реже чем 4-5 раз в год испытывать себя покаянием и исповедью. Предавая себя в таинстве покаяния милосердному суду Божию, грешник некоторым образом предваряет Страшный суд.
Именно теперь, в земной жизни, нам дается выбор между жизнью и смертью, и только путем обращения мы можем войти в Царство Божие. Обращаясь ко Христу через покаяние и веру, грешник от смерти переходит к жизни «и не подлежит суду» (Ин. 5, 24). Исповедание греха перед Богом при посредстве священника дает прощение грехов и восстановление общения с Богом.
Совесть подсказывает, что вокруг нас много тех, кто нуждается в помощи и внимании. И если наполнить сердце любовью к людям, можно всегда найти возможность помочь им. Например, посещать заключенных в тюрьме трудно, но послать им христианские книги, письма с рассказами об исправившихся людях, о своем жизненном опыте, поздравить с праздником. Во многих колониях создаются часовни, которые нуждаются в поддержке, поскольку сами заключенные располагают только физической силой, но не материальными средствами. Нужны материалы на ремонт или строительство, нужны свечи, лампадное масло и т.п. Одна из таких колоний строгого режима с часовней во имя Рождества Пресвятой Богородицы находится на станции Свияжск (422520, Татарстан, Зеленодольский р-н, ст. Свияжск, УЭ 148\5).
Кем бы ни был человек по должности, материальному состоянию, по образованию, по семейному положению, он всегда должен иметь страх Божий, он действует вместе с совестью (она вызывает его), он ее питает.
У некоторых верующих иногда возникает недоумение: зачем иметь страх Божий, разве Бог не есть вечная любовь, живая любовь? Причина этого недоумения в том, что эти люди не понимают характера страха перед Богом, его свойств.
Апостол Павел пишет, обращаясь к христианам: «Не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, который взывает «Авва, Отче» (Рим. 8.15). Но затем: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12). Итак, два отрывка из посланий апостола с кажущимся противоречием, но его нет именно из-за того, что страх Божий имеет особые свойства.
Страх рабский основан на боязни наказания своим хозяином, который не пропустит ни одного проступка, у которого желание возмездия превышает заботу о рабе своем. К сожалению, многие христиане повинуются Богу только из-за страха перед ним. Они стараются не грешить, только опасаясь безжалостного наказания, а не потому, что ненавидят грех. Возможно, что если бы они знали, что наказания не будет, они с удовольствием стали бы грешить.
Страх Божий — это страх, основанный на любви к Богу, он чист и светел. Святые люди ненавидели грех, и поэтому не грешили по этой причине, а не из-за страха наказания. Страх же их был в опасении сделать что-то неугодное Богу, Которого они любили превыше всего. Так, если в хорошей семье дети любят своих родителей, не боятся ли они огорчить их? Насколько же большей должна быть любовь к Создателю и страх сделать что-либо неугодное Ему.
Итак, страх Божий, которым проникнуты сердца святых, глубоко отличен от рабского страха. Премудрый Сирах сказал: «Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви» (Сир. 1, 15). А дар от Господа не может нести зла. Поэтому страх Божий — это есть преобразованная любовь к Богу. Можно сказать также, что это осуждение себя за недостаточную любовь к Богу и смущение из-за этого перед Богом. Таким страхом должны быть проникнуты не только святые, но и все христиане.
Имея страх Божий в душе, прислушиваясь к голосу совести, молясь и выполняя заповеди Господни, будем готовиться к Страшному суду.
Работайте Господу со страхом и служите Ему с трепетом!