Трудно дать точное определение кротости. Из Википедии мы можем узнать, что «кротость — это особенность поведенческих реакций человека (субъекта). В обыденном смысле под кротостью понимается незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других…»
Всё равно не очень ясно. Поэтому в поисках истины будем двигаться от обратного.
Кротость — это противоположность раздражительности и гневу. Кто-то остроумно назвал гнев временным умопомешательством. Действительно, в припадке гнева человек как бы сходит с ума. Разум помрачается, и гневливец может превратиться в чудовище.
Вообще-то, гнев — это сила души, которую человек направляет на врага. Но, из-за испорченности грехопадением, человек духовно ослеп и, по этой причине, чаще всего промахивается. Недаром гнев называют слепым. В безумии гнева можно «наломать дров», и потом, очнувшись, горько жалеть о содеянном. Так собственно и происходит, достаточно посмотреть криминальные хроники: разгневанные люди хватают биты, берутся за топоры, стреляют на поражение, одним словом — калечат и убивают друг друга. Уязвленное самолюбие Каина знает только один путь, ведущий к торжеству справедливости — неукротимую гневную силу.
Сохранить мир души в дороге
Однако значит ли это, что кротость — синоним слабости. Очевидно, нет! Это видно из Евангелия, которое открывает нам образ Христа, явившего в Себе спасительную полноту кротости и смирения: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).
Господь силен? Да, конечно, Он сильнее всех! В Нём — благородство, мужество, сила, власть. Почему же иудеи сочли Христа слабаком? Потому что Он отдал Себя на заклание. Потому что учил прощать и любить врагов своих. Потому что уступил, а не отомстил. Потому что пролил Свою кровь, а не чужую. Потому что дал Себя позорно распять. Потому что был кроток и смирен сердцем.
Гордости ненавистны смирение и кротость. Гордость жаждет всего того, от чего отказался Христос — земной власти, человеческой славы, сокровищ мира сего. Того, чем искушал Его диавол в пустыне. Он — «слабак» для тех, кому ненавистен Божественный Свет Истины, потому что в этом Свете обнаруживается грех человека. Поэтому тот, кто сросся с грехом и стал с ним заодно, ненавидит Того, Кто открывает его тайную тьму. Христос — Свет Истинный, был прибит к Кресту ненавистью мнимых праведников: — распни, распни Его!
В падшем человеке живёт дикий зверь ярости и гнева. Укротить его может только Божественная благодать, и лишь тогда зверь становится кротким и послушным. Как послушен укротителю дрессированный тигр на арене цирка.
Кротость — это послушный гнев. Благодатная способность направить его на грех, а не на человека, и при этом не перепутать одно с другим.
Христос пришел чтобы уничтожить грех и спасти Свой образ в падшем человеке. Поэтому Господь в одном случае опрокидывает столы и берёт в руки бич, а в другом — добровольно ложится под «скорпионы».
Всемогущий Бог в воплощении укрощает Свою силу и смиряет Свой гнев ради того, чтобы спасти человека: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8.). Быть кротким можно только во имя чего-то очень высокого.
Кротость — это, безусловно, жертва любви. Кроткий Агнец смиренно восходит на Крест, чтобы спасти погибшее. Творец становится жертвой, чтобы спасти творение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
«Научитесь от Меня» — это сказано нам. Надо учиться у Христа укрощать свой гнев и смиряться ради спасения души: «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк.8:36,37)
Ради этой высшей цели можно и нужно смиряться, и терпеть, и прощать, и подставлять щеку. И ради этого же можно и нужно, если понадобится, брать в руки меч и проливать кровь — чужую и свою. Как проливали чужую и свою кровь на поле брани кроткие птенцы преподобного Сергия, — монахи Пересвет и Ослябя, положившие души свои «за други своя» (Ин.15:13). Кротость — это истинное мужество и высочайшее благородство.
Великий Моисей, «с которым Бог разговаривал лицом к лицу, как бы с другом Своим, — был человек кротчайший из всех людей на земле» (Исх.33:11; Числ.12:3) и терпел поношения от неблагодарного народа. Народа, который он неоднократно закрывал собою от Божественного гнева, «чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их» (Пс. 105:23).
Кроток апостол Павел, — бывший пламенный фарисей, восхищенный в Рай и слышавший там глаголы неизреченные, имеющий власть воскрешать мертвых, ослеплять упорных грешников и предавать их «сатане во измождение плоти, чтобы (!) дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5).
И, при всём этом благодатном величии, — поразительная кротость: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31). Сердце плавится от умиления, когда слышишь эти слова, сказанные на прощание пресвитерам Ефеса. «Посему — завещает нам Божественный Апостол — умоляю вас: подражайте мне, как я — Христу» (1Кор.4:16)
Итак, друзья: — блаженны кроткие, потому что Бог обещал им «землю правды в стране живых» (Пс.142:10; 114:8). Ту землю, о которой, будучи в духе, поведал нам святой Апостол Иоанн: — «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1).