Мужайтесь: Я победил мир

3721
Фото

Слово законоучителя Казанского Родионовского института (1889-1891), настоятеля Петропавловского собора (1892-1896), профессора Казанской духовной академии протоиерея Александра Смирнова (+1933) в Великую Пятницу

Это были последние прощальные слова нашего Господа и Спасителя (Ин. 16, 33), которыми Он закончил Свою предсмертную и вечно незабвенную беседу с учениками. Они были сказаны в то самое время, когда враги Иисуса Христа во главе с сыном погибельным Иудой совещались и приготовлялись идти в Гефсиманский сад с оружием и дрекольем, когда участь Спасителя мира была окончательно предрешена Его врагами. Но Господь мог сказать, что Он победил мир даже и тогда, когда Он стоял пред лицом Анны и Каиафы с неисчезнувшим следом на ланите от удара рукою презренного раба, стоял как злодей и преступник, забытый и оставленный даже теми, кому Он за несколько часов до сего говорил: вы друзи мои есте (Иоан. 14, 15). Он мог сказать: Аз победих мир — даже и в то время, когда злобная и грубая толпа слуг и воинов безчеловечно издевалась над невинным Страдальцем, придумывая в безумном ослеплении гневом и злобой все новые и новые виды оскорблений и мучений своего Спасителя. Он мог, наконец, сказать о том, что одержал великую победу над миром, даже на самом кресте, даже в самый момент смерти, когда Его враги, утолившие невинной кровью свою злобу, готовы были торжествовать свою мнимую победу и признать окончательно уничтоженным то дело, для которого трудился сошедший с небес Сын Божий.

В истории крестных страданий Спасителя победа Его над миром, победа над грехом, над злобою и страстями человеческими, выступает яснее и определённые с каждым новым оскорблением, наносимым безвинному Агнцу озлобившимися до безумия врагами. В то время, как синедрион, утвердив смертный приговор, считает окончательное поражение Христа делом решенным, предатель Иуда с отчаянием сознает бессилие своей ненависти против божественной кротости и незлобия своего Учителя и, побежденный Им, восклицает: «я согрешил, предав неповинную кров» (Мф. 27, 4).

Размышления о страстях Христовых: как случилось, что Сын Божий был распят, как злодей и разбойник?

Размышления о страстях Христовых

Христос на суде у Пилата; злобствующая толпа не перестает восклицать «распни, расти Его; отпусти Варавву, а не Иисуса», но даже грубое сердце язычника Пилата поражается величием поруганного Христа, и этот малодушный язычник в слух всего народа свидетельствует о Нем, как о праведнике: «я неповинен в крови сего праведника» (Мф. 27, 24). — Разве и это не победа? Христос пригвожден ко кресту; у врагов уже не достает слов для новых оскорблений Его; в опьянении злобой они только повторяют: «спаси Себя Самого; сойди со креста, если Ты Сын Божий; Ты надеялся на Бога, пусть же Он теперь избавит Тебя» (Мф. 27, 40—43). А в это время с другого креста из уст распятого разбойника слышится великое исповедание и незабвенная молитва: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лук. 23, 42). — Разве и это не победа Христа над миром? Уста Господа с последним вздохом прорекли: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46); все совершилось; казалось бы, что всё дело Христа рушилось, погибло и умерло вместе с Ним. Но в это время у самого креста Христова не иудеи только, но и язычники (сотник и иже с ним) объявляют себя новыми исповедниками распятого Сына Божия: воистину Божий Сын бе сей (Мф. 27, 54), повторяют они, расходясь от креста во мраке померкшего солнца и бия себя в перси.

Умер Христос, но торжество Его крестной победы достигает даже до глубины ада, где ветхозаветные праведники готовятся встретить своего Избавителя и Победителя смерти. Умер Христос, но на Его спасительном Кресте и Живоносном гробе засияла восходящая звезда новой жизни, звезда любви, мира, кротости и всепрощения, звезда, путеводящая грешный мир от тьмы к свету, от греха к святости, от вражды к примирению. Умер Христос, но этой смертью пленен ад, попрана смерть, поражен диавол, побежден грех. В сравнении с этою крестной победой Христа что такое все земные победы великих людей, — победы вождей мечем и оружием, победы мудрецов обаянием земной мудрости, победы реформаторов и законодателей обещанием земного счастья?

Великая пятница Страстной седмицы

Воспоминаемые события Великой Пятницы

Дерзайте, яко Аз победих мир. Но где же ныне плоды этой победы Христовой, победившей мир? Не так же ли и ныне, как восемнадцать веков тому назад, враждующий мир стоит как бы у подножия креста Христова и злобствует, мятется, богохульствует, восстаёт на Христа и изъязвляет Его пречистое тело все новыми и новыми язвами? Где же это обетованное царство Христово, царство любви и мира, для водворения которого на земле сошел с Небес Сын Божий? — Мир не пресытился еще враждой и злобой, он еще не испил до дна чашу зла и страданий. Но придет этот желанный день и для человечества наступит блаженство правды и любви. Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем, в них-же правда живет (2 Петр. 3, 13). Кончится этот самолюбивый, враждующий и греховный мир, велением Божиим обновится оскверненная злобой и коварством земля и тогда-то по всей силе обнаружится торжество Христовой победы; это будет день, когда ликующий глас воинства Христова сольется с ликованием небесных духов в единогласном прославлении Победителя мира.

Но и ныне плоды крестной победы Христовой сказываются в жизни мира с такою силой и очевидностью, что их не заметит только духовный слепец. Да и можно ли исчислить все эти плоды? Сколько, например, горьких слез выплакано у подножия Христова Креста, сколько безутешного горя, тоски и душевных мук поверено пред ним, и сколько христиан, скорбящих и болезнующих, нашло утешение в молитве пред Распятым? Там, у этого креста, столько неземного мира, столько божественного всепрощения, столько необъятной любви, что там снимается с сердца всякая печаль, осушаются самые безутешные слезы: там, у этого креста, если и можно плакать, то только слезами умиления, восторга и благоговения пред величием поруганного Христа.

Братие, возлюбленные братие! Не за врагов только Своих молился на кресте Христос: «Отче прости им, они не знают что делают» (Лук. 23, 34); нет, это молитва за весь греховный мир, за весь человеческий род, это молитва и за нас с вами. Он все, все простит нам, всякую злобу, всякую вражду, если только мы с чувством глубокого смирения склонимся к подножию Его Креста и всем сердцем отзовемся на призыв Того, Кто есть путь, истина и живот. Ко Кресту, братие, ко Кресту, к поруганному, осмеянному и изъязвленному Победителю мира! Там, только там залог нашего мира, любви и полного блаженства. Аминь.

Новости по теме

На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких
Публикации 4 декабря 2024
На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких

Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре

В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани
В Великую Субботу митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме Казани

4 мая, в Великую Субботу, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с Литургией святителя Василия Великого в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя
В канун Великой Субботы митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Спасителя

3 мая, в канун Великой Субботы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе
Митрополит Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы в Казанском кафедральном соборе

3 мая, в пятницу Страстной Седмицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил вечерню с чином выноса Святой Плащаницы в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.