Митрополит Феофан: В отношении к детям отражается нравственное состояние общества

3002
Фото

2 июня 2016 года состоялась традиционная беседа митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с ведущим программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир» Алексеем Кулешовым.

Ведущий: Эфир продолжает «Тема». В студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Главный вопрос сегодня — защита детей. Поводом для разговоров послужило ЧП, которое произошло накануне, как раз в День защиты детей. Как утверждает следствие, отец избил свою трехмесячную дочь так, что у девочки треснула височная кость. С тяжелой черепно-мозговой травмой девочку увезли в больницу на скорой.

О защите детей говорим с нашим гостем — митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер, Алексей!

Ведущий: Владыка, вот такая история. И на сайте митрополии, кстати, есть статья, которая называется «Главная проблема детей — их родители». Получается, только родители во всём происходящем виноваты?

Митрополит Феофан: Наверное, глубже надо заглянуть. Конечно, родители в первую очередь ответственны за детей, но и родители имеют некие корни: среда, в которой они воспитывались, прежде чем стать родителями, она и сформировала такого изверга. Какая разница, собственное или не собственное дитя трехмесячное — поднять руку на него. Меня эта новость просто шокировала, прокомментировать невозможно без содрогания. В какой-то степени это отражение нравственного падения общества.

Ведущий: Как по Вашему, от кого или от чего сейчас нужно в первую очередь защищать детей?

Митрополит Феофан: Я не хотел бы говорить, что от родителей. Следует защищать детей, в первую очередь, воспитывая будущих родителей. Так закладывается основа будущего отношения уже к своим детям через примеры отношения к старикам родителям, к детям в целом…

Ведущий: А ведь бывает и так, что весьма и весьма благополучная семья, отец и мама хорошо воспитывают. Но ребенок выходит на улицу и видит совершенно другие картинки.

Митрополит Феофан: Алексей, мы не раз об этом говорили: нужно переформатировать в целом состояние общества, мы должны менять нравственный облик. Наши дети на экранах видят кровь, убийства, ценности ложные. Вот — благополучная семья, а на улице неблагополучно, а в школе может быть тоже неблагополучно, и на экранах, в соцсетях вообще какая-то грязь. В целом надо формировать здоровое духовное состояние всего нашего общества.

Ведущий: Об интернете, о соцсетях еще поговорим. Пока первый вопрос от наших зрителей. Добрый вечер! Алло?

Слушатель: Добрый вечер! Мне как отцу и деду хотелось бы сказать: какой же он тогда отец, если бьет своего ребенка? Мы троих детей воспитываем, но я никогда на ребенка не поднял руку.

Ведущий: Спасибо за Ваше мнение.

Митрополит Феофан: Еще раз повторяю: надо защищать детей от разврата на телевидении, который часто бывает, от всяких «Дом-2» и прочего. Детей надо защищать от интернета, который тоже несет очень много грязи. Я не против интернета и не против социальных сетей, но он должен нести разумное и светлое. Детей надо защищать, если хотите, от социально неблагополучной среды.

Ведущий: Не получится так, что ребенок в таких условиях вырастет тепличным, что он не будет знать мира?

Митрополит Феофан: Чтобы узнать, жжёт или не жжёт огонь, не надо палец в него совать. Не надо пробовать ядовитое или не ядовитое неизвестное вещество, нельзя «пробовать» наркотики. Прикосновение ко злу — это путь к неблагополучию.

В молодежном клубе «Азбука» обсудили влияние социальных сетей

Ведущий: Об интернете, владыка. В молодежном клубе «Азбука» обсуждали недавно социальные сети. В частности, высказали идею, что через интернет, через общение можно нести и творить добро. Но, в то же время, Вы сами сказали, критикуют сейчас очень много социальные сети. Как быть?

Митрополит Феофан: Мы много раз на эту тему говорили. Нужна цензура, наведение порядка. Приведу пример: что мы делаем на дорогах? Всё время ужесточаем правила дорожного движения. Нарушителей штрафуем, лишаем прав, злостных нарушителей даже подвергаем тюремному заключению. Почему? Потому что есть опасность для жизни. А если то же самое в соцсетях? Мы видим, что какой-то ресурс является пропагандистом зла. Что делать с таким ресурсом?

Ведущий: Закрыть.

Митрополит Феофан: Закрыть такой ресурс.

Ведущий: Пропаганда добра может быть через интернет?

Митрополит Феофан: Интернет может и должен пропагандировать добро. Но самое главное — надо расширять эту сеть добра. Это должна быть некая добрая цепная реакция. Людей надо приучать к добру так же, как к хорошему вкусу, к музыке... Воспитание очень важно, в том числе, и при пользовании интернетом.

Ведущий: И еще один звонок от зрителей. Добрый вечер! Вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте! Меня зовут Эльхан. У меня тоже трое детей. Я смотрю на этот беспредел — это же ненормально! Надо общественность поднимать, создать какую-то передачу, чтобы люди видели. Вот этот родитель — он просто какой-то ненормальный!

Митрополит Феофан: Эльхан, у меня есть предложение. Вместо «Дом-2» — как раз воспитательную, интересную программу о формировании семьи… Я согласен, что хорошее дело — такие добрые программы. Воспитывать, конечно, как бы учить родителей.

Программа «Тема»: о запрете абортов

Ведущий: Эльхан, спасибо за звонок. Зрителей возмущает история, которую мы показали вначале нашей программы. Владыка, к другой теме, тем не менее, с детьми связанной. Подвели итоги акции по сбору подписей против абортов. 30 апреля, я напомню нашим зрителям, их собирали. И в России за один день было собрано 55 тысяч подписей, из них в Казани — 2340. Владыка, на миллионный город — капля в море, получается.

Митрополит Феофан: Помните известные слова, что «из искры возгорится пламя»? Так вот, сегодня это капля, завтра — ручеек, послезавтра — река. Самое главное, чтобы это движение не ослабевало. И эта капля — это свидетельство... 2340 человек в Казани. А разве этого мало? Представьте себе, что эти 2340 человек против абортов. А вокруг них — еще по 3-4 человека, которые их поддерживают. И может быть добрая цепная реакция… Поддержка всенародная во благих делах не всегда сразу появляется…

Ведущий: Другой вопрос. История с возрождением собора Казанской иконы Божией Матери сенсационными подробностями практически обрастает. Средства массовой информации написали, что 21 июля, в день закладки памятного камня в основание собора, приедет не только Президент российский, не только Патриарх, но даже якобы Папу Римского ждут.

Митрополит Феофан: Настало время, когда мы возрождаем собор Казанской иконы Божией Матери

Митрополит Феофан: Я как-то спросил человека, который близок к этому ресурсу, откуда эти сведения. Он ответил: «Информаторы»… То, что сообщили информаторы и интернет-ресурс, не имеет никакого под собой основания. Папу Римского никто не приглашал, я с полной ответственностью заявляю. Что касается Владимира Владимировича — не думаю, что в его плотном графике найдется время приехать к нам на закладку собора. Не слышал я о таких переговорах, но это и не моя прерогатива. Вы знаете, что много ходит разных слухов, но не всякому надо верить.

Ведущий: Но Патриарха ждут?

Митрополит Феофан: Мы ждём и надеемся, что, Богу содействующу, Святейший Патриарх приедет. Приедут достойные люди на конференцию, которая у нас будет. Кстати, идет активно подготовка к конференции при непосредственной поддержке Администрации Президента, Правительства, города Казани. И полным ходом идут работы по воссозданию Казанского собора… Я думаю, что это благое и светлое дело, которое действительно будет иметь характер общероссийский и не только. Казанская икона Божией Матери известна во всём православном мире.

Ведущий: И не только в православном.

Митрополит Феофан: И не только в православном, конечно. Надеемся, что, Богу содействующу, это событие должно стать действительно эпохальным для нас.

Ведущий: Владыка, на неделе состоялось общее собрание духовенства Казани. Некие дискуссии возникли по вопросу тайны исповеди. Там два момента, как я понял. Первое: что же священнослужитель должен спрашивать у современного прихожанина. И второе: какую епитимью накладывать.

Митрополит Феофан: Эта тема не для обсуждения в телевизионной передаче. Тайна исповеди даже конституционно у нас защищена… Мы не должны обсуждать, что говорят люди. Вопрос, за какой грех какую епитимию — это сугубо индивидуальные взаимоотношения между священником и между тем, кто исповедуется. Если бы я узнал, что священник раскрыл даже под страхом смерти тайну исповеди, первое, что я бы сделал — запретил ему священнослужение навсегда. Тайна исповеди — свята.

Ведущий: На этой неделе обсуждали вновь, как православные и Духовное управление мусульман могут помочь в исправлении заключенных. Удалось ли прийти к какому-то решению?

Митрополит Феофан выступил на заседании Координационного совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Татарстану

Митрополит Феофан: В этом совещании в Управление юстиции я участвовал. Проблемы практически, носят некий общий характер. Главное, чтобы исправительные колонии не стали вместо исправительных учреждений местом воспитания преступников или же людей, идущих в какие-то террористические группировки. Мы должны там воспитывать. Вышел человек, а ему деться некуда. Помыкался бедняга, и его опять заманили в тот же преступный мир и по новому кругу он пошел.

Было мое предложение, что необходимо при приходах, при религиозных общинах создать реабилитационные центры. В чём суть? Входит православный священник в колонию. Там люди, которые начинают в храм ходить, и они говорят: «Мне выходить, а деться некуда». — «Дорогой, приходи, у нас при храме поживешь, работа у тебя там будет, а дальше посмотрим. Если профессии нет, мы тебе поможем. Ты будешь между людьми, которые будут о тебе заботиться».

Но это не значит, что ему должны. Бывает, что вышел такой «страдалец», и считает, что его кормить-поить обязаны. Нет, ты работай и к тебе будет человеческое отношение. Вот такая забота — по 2-3 человека по приходам. То же самое — мечети по общинам взяли бы. Вот это очень важно.

Но и другое важно, чтобы в колониях установился контакт между духовенством и осужденными. Чтобы человек понимал, что всё не кончается этой временной жизнью, что можно начать жить по-другому, исправиться. В Евангелии есть повествование о разбойнике, который уже кресте кается и Господь его прощает. Кто в рай первым вошёл? Разбойник. И осужденным важно понять, что они нужны нам, что они наши сограждане.

Ведущий: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан был сегодня у нас в гостях. Спасибо Вам большое, владыка, за внимание. До свидания и еще увидимся!

Митрополит Феофан: Благодарю, Алексей. До новых встреч, дорогие братья и сестры! Храни вас Бог!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.