Христианство — не религия единоличников, или Что делать, если в церкви толкаются и мешают молиться

4995
Фото

«Братья и сёстры!», — привычно обращается с амвона священник, и мы с вами настраиваемся на предстоящую проповедь. Обращение это не режет слух, кажется правильным, естественным и логичным. Ну а кто ж мы — самые настоящие братья во Христе, разве нет?


Церковь — не кирпичное здание

Вроде братья... А вроде и нет? Продолжая сегодня разговор о центре жизни православных — Иисусе Христе и Его Литургии, поразмыслим над очень важным вопросом. Евхаристия — это Таинство собрания. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них», — говорит Спаситель. Слова эти самым прямым образом относятся и к Литургии. «Вы — Тело Христово, а порознь — члены», — напоминает апостол Павел. Это он о том, что Церковь — не кирпичное здание, не юридическая организация, а великое чудо соединения во Христе верующих.

Вот с разных сторон спешат к храму люди. Каждый думает о своём: кто-то мечтает о предстоящем отпуске, кто-то судорожно вспоминает, выключил ли газ под борщом, заранее сваренным к обеду. И все эти люди, перекрестившись перед дверьми, входят в храм. А потом (да, именно так и положено — к уже собравшемуся народу) в церковь вступает священник. Он без них — голова без тела, они без него — тело без головы. А вместе — Церковь. Начинается служба. И здесь, на Литургии священник становится Христом, народ — Телом Христовым. Здесь, в церкви, верующие возносятся в то самое Царствие Божие, верующие становятся святыми — не потому, что мы упорной борьбой избавились от страстей, а потому, что Господь нас так сильно любит, что создал на земле Церковь — «народ святой, царское священство, род избранный». Да, нам ещё долгими трудами возрастать в святости, но это было бы не возможно, если бы она уже не была в нас с того самого дня, как Крещением мы вошли в Церковь.

Радостная обязанность христиан

Таинство собрания… Это первый акт Божественной литургии, то, без чего она состояться не может. В одиночку священнику служить нельзя. И наоборот: собери хоть тысячу искренне верующих христиан, если нет среди них батюшки или владыки — никакой Литургии не получится. Но вот беда — понять и осознать, что мы действительно братья и сёстры, да что там — ещё ближе друг к другу — понять этого мы зачастую не можем…

Собраться в воскресенье в храме и явить собой Церковь — вот радостная обязанность христиан. Соединиться с Господом, друг с другом, с ангелами и святыми, с усопшими — вот ликующий призыв колокольного звона. Стать «народом святым», как херувимы воспевать на Небе славу Триединому Богу — вот однозначный смысл литургического пения. А мы?

Глоток свежей воды или скучная «обязаловка»?

Мы… Мы много чего. И спим, и опаздываем, и стоим бездумно, и не причащаемся Тела и Крови Христовых. Конечно, в первую очередь от недопонимания. Всё-таки, многие из нас ещё вчера, кажется, в храм заглядывали только при большой беде, чтобы поставить три свечки Матроне («точно поможет, я тебе зуб даю»). И норма бывать на воскресных службах для потихоньку «воцерковляющихся» (слово, всё-таки, меткое и верное) — норма эта сначала показалась жестокой (единственный выходной ведь, а спать когда?), странной (ну пришёл, постоял, а дальше?), неудобоносимой (люди толкаются, и парафин душит — плохо мне!), необязательной (да я сегодня дома помолюсь лучше)…

А потом? Спросите у тех, кто причащается по воскресеньям, и они расскажут! Расскажут, что Литургия для них — глоток свежей воды после шестидневного странствия по пустыне. Расскажут, что Пасха без Причастия — не Пасха. Расскажут, что восклицание Давида «Один день во дворах Твоих лучше тысячи» — не высокопарная выдумка, а самая настоящая правда.

О трупах в холодильнике

Поистине, как говорил отец Александр Шмеман, даже пищу нашу мы храним в холодильнике, иначе она испортится, как труп. Жизнь без иной пищи — Хлеба Небесного, Таин Христовых — не жизнь. Они так и называются — Животворящие. И тело, и душу, и дух оживляют. Посмотрите на святых — худые вроде, постятся вечно — а какие титаны! Святой Иоанн Кронштадтский — ему почти восемьдесят, а он спит два часа в сутки — и не от бессонницы, как мы, а потому что после целого дня трудов ложится за полночь, и встаёт в три утра. И целый день как белка в колесе — и служит, и проповедует, и больных навещает, и милостыню раздаёт… Причащается каждый день. Говорит, силы дают ему именно Они — Страшные Животворящие Тайны.

Отойдите, пожалуйста, вы мне мешаете

Но вернёмся к первому условию Литургии — собранию. Удивительно, как много может дать внимательное отношение к этому. Вот сейчас мы ходим в церковь часто поодиночке, а приходя, друг на друга смотрим иной раз как на преграду, заслоняющую вид служащего в алтаре священника — и только. Но мы же братья и сёстры? Как так? Мы, скажем больше — ближе, чем братья и сёстры.

Помните, как радостно было узнать, что поскольку Господь соединил мужа и жену «в плоть едину», между ними нулевая степень родства, они — одно тело, что они ближе друг к другу, чем мать и сын, чем брат и сестра… Но вдумайтесь только в уже упомянутые выше слова святого Павла: «Вы — Тело Христово». И мы, благодатью Святого Духа, — являя Церковь, становимся таинственным единым Телом. Быть может, потому и сказал Христос: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах», ибо в вечной Литургии Небесного Иерусалима все мы, дай Господи, будем соединены так тесно, что и помыслить трудно.

Ты грешишь — и я грешу, вместе мы грешим

Есть такая мысль у богословов, что христиане, насколько тесно связаны, настолько и зависят друг от друга. То есть грешу я — как часть Тела Христова, а другим членам Тела Христова спасаться становится тяжелее. И наоборот, заставлю я себя вечером помолиться — и кому-то за стенкой аналогичное решение дастся легче. Отец Андрей Ткачёв приводит такой пример: какой-нибудь монах в пустыне, о котором никто и слыхом не слыхивал, воюет всю жизнь с легионом бесов — а в городе неподалёку люди живут мирнее и спокойнее, и молиться им легче, и дела добрые делать — ибо тёмные силы брошены туда, в пустыню, к подвижнику — и войско ада в городке проигрывает. Пример упрощённый, но понятный.

Надо запомнить: христианство — это не религия единоличников. Тут ты в ответе за всех, и твоя жизнь, твоё спасение — не только личное, но и зависит от принадлежности твоей к Церкви, которая и есть — спасение. Помните святого Серафима Саровского с его «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»? От меня, от вас, читающих эти строки — зависят тысячи душ. По выражению того же протопресвитера Александра Шмемана, «как бы yзко и огpаниченно в своих возможностях ни было наше собственное сyществование, каждый из нас несет на себе ответственность за какyю-то кpошечнyю частицy Цаpствия Hебесного».

Огромное здание рушится по кирпичику

К какому высокому и бесконечно счастливому служению призван человек! Помните, юношами мы мечтали спасти мир, и горько плакали, осознавая, что это невозможно? Но вот — «стяжи дух мирен, и тогда тысячи людей спасутся вокруг тебя». Стяжи дух мирен, яви окружающим Бога, стань проводником Его Света, стань подобным Ему — и люди побегут к тебе, по острым камням рванут в пещеру пустынника, поедут в Псков на перекладных к старцу Иоанну Крестьянкину, не будут давать прохода другому Иоанну в Кронштадте… Начаток этого почти совершенного мира, света и радости способны, обязаны являть и мы с вами — грешники, мнящие себя «воцерковлёнными», мы, которые только-только начали подниматься по ступенькам Любви. И свет, который горит в нас — черпать масло для него, поддерживать слабый огонёк мы просто обязаны на Божественной Литургии.

Огромное здание рушится по кирпичику, каждым своим грехом мы корёжим себя, а потом падаем наземь, отрываясь от Церкви, и за нами, не удержавшись, падают новые и новые кирпичи… Мы откатываемся всё дальше и дальше, но — о чудо! — когда возопием громким голосом, зарыдаем, как Адам у запертых райских ворот, когда с поникшей головой прильнём под епитрахиль, а потом, бия себя в грудь, как мытарь, соберёмся с такими же, как мы, в храме, и воспоём песнь херувимскую, и «Верую во Святую Церковь» споём, и в вечном свете Сионской горницы вместе с апостолами и Самим Христом соединимся Животворящими Телом и Кровью — вот тогда вновь вернёмся в Дом Отчий и снова станем Церковью. Снова засветим — как можем пока, но засветим, не собой засветим — а Христом. Церковь для того и есть в мире, чтобы являть падшему человечеству истинную цель — Царствие Божие. И поодиночке мы — прах; не соединившись с Богом, ангелами, святыми — пыль. Как говаривал отец Константин Кожевников, песчинка мы — цвета даже не разглядишь, а когда соединимся с таинственным Телом Христовым — начинаем сверкать золотом.

Оглянитесь

Придя в воскресенье в храм, оглянитесь. Мы собрались в Церковь. Мы — братья и сёстры. Скоро, совсем скоро, Христос сквозь затворённые двери придёт к нам, чтобы обнять с Креста своих любимых чад, собранных воедино. «Нас же всех, от единого Хлеба и единой Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие», — попросим мы у Бога, и радостно воскликнем: «Христос посреди нас». И есть, и будет, братья и сёстры!

Новости по теме

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.