Православный обряд погребения

8859
Фото

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» — говорил известный булгаковский персонаж. Смерть — наша неизменная спутница на всем жизненном пути, вне зависимости от того, как мы к ней относимся: боимся ли ее, стараясь не думать о ней, или ждем ее, стремясь поскорее закончить свой земной путь.

Наиболее полное понимание смерти дает нам святой Иоанн Дамаскин в погребальных стихирах: «О, чудо! Что это за таинство, совершающееся с нами? Как я оказываюсь преданным истлению, почему соединяюсь со смертью? Воистину, только по повелению Божию». Таинство — это то, что нельзя объяснить с помощью науки и невозможно описать формулами. Это то, что превосходит весь возможный чувственный опыт, но тем не менее постоянно присутствует в нашей жизни. Не непонимание «таинства смерти», а невозможность вписать его в рамки существующей «обезбоженной» жизни порождает странные, а порой и чудовищные суеверия, связанные с обрядом погребения.

«Если человек зрит к смерти»

Соборование

Если мы обратимся к Требнику, то обнаружим, что церковное предание, с одной стороны, крайне скупо описывает само погребение, но, с другой, достаточно подробно описывает процесс, ему предшествующий. По этой причине смерть можно рассматривать только в контексте всего образа жизни православного христианина, для которого основами являются пост, молитва, покаяние и Евхаристия.

Апостол Иаков заповедует: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). Поскольку нам не дано знать, к чему приведет наша болезнь: к смерти или к славе Божией, то Таинство Соборования, совершаемое на дому и соединяемое обычно с исповедью и причащением болящего, подготавливает и к принятию исцеления и к «непостыдной и мирной кончине».

Далее, выражаясь словами из Требника, «если человек зрит к смерти» (состояние ухудшается, надежды на выздоровление нет), предлагаются «Чин бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» и «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого правоверного», которые состоят из псалмов, канонов и молитв. Здесь каноны читаются от лица умирающего (подразумевается, что сам он молиться не может, находясь в агонии или беспамятстве), в них просится о прощении согрешений умирающего и его мирной кончине. Эти два последования предписывается совершать (читать) священнику. Но если нет возможности его пригласить (умирающий находится далеко от храма либо в реанимации), то они могут быть совершены любым из воцерковленных мирян — последним нужно лишь пропускать положенные священнику возгласы. Далее может читаться Псалтирь с поминанием умирающего на каждой «Славе» или в конце кафизмы. Указанные молитвословия, за исключением Псалтири, помещаются в сборных или отдельных (заупокойных) молитвословах, как правило, в уже отредактированном для чтения мирянами виде. Кроме того, во многих храмах имеются своеобразные «дежурные» молитвословы.

Как подготовить усопшего к погребению?

Посмертные действия зависят от места и обстоятельств смерти человека. В любом случае, достойной осуждения является практика «плакания и причитания» (специального крика в голос), заимствованная из язычества с целью достойно проводить душу, и чуждая православному, скорбно-радостному (пасхальному) пониманию смерти, как перехода от земного к небесному.

Если человек умер дома после продолжительной болезни и необходимость патологоанатомических исследований отсутствует, то после завершения процессуальных действий (медицинское освидетельствование, вызов участкового и т. д.) усопшего омывают, отирают и надевают на него чистую одежду, соответствующую полу, связывают руки и ноги, фиксируют голову, челюсть, веки. Омывают и одевают покойника на ровной поверхности — столе, лавке и т. п. Данный процесс Церковью никак не регламентируется (за исключением духовенства и монашества), поэтому здесь исходят из соображений удобства. Также следует учесть, что к моменту доставки гроба тело, скорее всего, уже окоченеет, а, значит, его положение должно быть наиболее близким к положению во гробе. Если тело доставляется домой из морга, все вышеперечисленные операции обычно делаются работниками морга.

Молитва

На этом этапе возникло множество суеверий: предметы, используемые для фиксации частей тела в гробу (соль, яйца, монеты, повязки), люди стали наделять сакральным значением. Эти предметы, включая омывальные мыло и ткань, иногда кладут в могилу вслед за гробом и закапывают. Стоит отметить, что подобное недопустимо, поскольку является ворожбой и богоотступничеством.

По окончании одевания покойника родственники и близкие поочередно читают Псалтирь (по традиции, до отпевания). Особенность чтения Псалтири по усопшим заключается в том, что читаются только псалмы, а тропари и молитвы после кафизм опускаются. Усопший поминается на каждой «Славе». Традиция чтения Неусыпной Псалтири в этот период связана с бытующим мнением, что покойника одного в доме оставлять нельзя. Церковь также не знает традиции завешивания зеркал и других стеклянных поверхностей, поскольку это является оккультно-языческим пережитком.

Усопшим (кроме младенцев) в руки влагаются Распятие и разрешительная молитва, венчик от которой полагается на лоб усопшего. Эта традиция восходит к первым векам христианства — эре мучеников, хотя она и не отражена в богослужебной литературе.

На грудь, ликом к лицу усопшего полагается икона (как правило, именная). До конца ХХ века было принято после прощания возвращать икону в «святой угол». Но когда появились бумажные иконы, усопших стали хоронить вместе с ними. Стоит сказать, что священники по-разному относятся к этой традиции. Покрывается покойник саваном (специальное погребальное покрывало), как правило, с изображением Воскресшего Христа. Поскольку во время отпевания священнику предписывается стоять у головы покойного — для удобства молитвы, усопший полагается лицом (ногами) на восток или к иконам. В крайне стесненных жилищных условиях или неудобной планировке допускается произвольная ориентация.

Вопрос о том, когда хоронить усопшего, решается в индивидуальном порядке, в зависимости от погодных и иных условий. В православной традиции хоронят обычно на третий день — в память о тридневном пребывании Христа во гробе. При этом сам день смерти (период с 00:00 до 23:59) считается первым днем смерти, независимо от того, в какой именно момент умер человек.

Отпевание

Отпевание

Отпевание не стоит откладывать напоследок. После получения необходимых документов и разрешений, следует обратиться в ближайший храм и договориться о времени и месте отпевания. Традиционно отпевание православного христианина совершается в храме или часовне на кладбище — именно так его предписывает совершать Требник. В исключительных случаях отпевание может быть совершено дома, во дворе дома (у подъезда), в морге (при наличии церемониальной комнаты). На отпевании все молящиеся держат в руках зажженные свечи. Отпевание или «Последование мертвенное мирских человек» — это соучастие Церкви в скорби родственников усопшего и вселение в их сердца надежды на милосердие Божие к новопреставленному сроднику и «причтению его в недра Авраама, Исаака и Иакова» (Панихида, мирная ектения). По окончании чтения Евангелия, возвещающего о всеобщем воскресении, совершается чин прощения, хотя в Требнике его порядок не описывается, но, по существующей традиции, родственники, начиная с самых близких и старших, по очереди подходят к телу усопшего, целуют икону на груди, венчик на лбу, делают поклон и испрашивают прощения. Клирос в это время поет особые стихиры. По окончании отпевания руки и ноги усопшего развязываются, икона из гроба убирается, покров, закрывавший до этого тело до подбородка, полностью разворачивается и расправляется, покрывая лицо. Священник посыпает крестообразно поверх покрова землю с молитвой „Господня земля…“».

При движении пешком процессия идет в следующем порядке (согласно Требнику): крест, священник с кадилом, гроб, остальные. По прибытии на кладбище совершается краткая лития, гроб опускается в могилу, присутствующие бросают по горсти земли в могилу. Данная традиция, как и вышеописанная (посыпание землей), основывается на книге Бытия, где Господь говорит Адаму: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Погребение

По существующей в России традиции, насыпается могильный холм, памятник устанавливается в ноги. На могилы предпочтительнее устанавливать кресты, выполненные из различных материалов. При этом на кресте не следует размещать ни фотографию усопшего, ни другие таблички или надписи, кроме именной. Церковь не запрещает устанавливать в качестве памятников могильные плиты различных форм и размеров, но следует помнить, что большая часть из них — это языческое наследие в виде стел и языков пламени. Нередко бывает, что на них имеется и изображение креста, но оно, как правило, выполнено с нарушением канонов. Имеющаяся традиция ограждать могилы не должна превращаться в «приватизацию» земли, тем более что по мере разрастания кладбища проход к «заранее приготовленным» местам становится все более затруднительным. Единственное назначение оградки — обозначение границ могилы, особенно старой и осевшей, поэтому она должна быть удобной как для обслуживания, так и для молитвы.

Уход за могилой

Уход за могилой должен быть регулярным, а не периодическим — от Радоницы к Покрову. Нежелательно проводить уборку могил в дни поминовения усопших, потому что этот день предназначен для молитвы и милостыни — прибраться лучше заранее. Придя на кладбище, следует перекреститься, совершить молитву об усопших и окропить могилу святой водой, если есть такая возможность. Ни при каких обстоятельствах не следует устраивать на могилах пикники и гуляния. Нужно помнить о том, что кладбище — это место, где покоятся тела. А вот чтение Священного Писания и размышления о загробной участи весьма способствуют и сокрушению сердца, и покорению гордыни, и ви́дению своих грехов. Также не следует обходить вниманием и близлежащие заброшенные могилы: здесь Господь принимает наш труд как милостыню, которая полезна не только усопшим, но и нам. Декоративное оформление могилы делают родственники, исходя из своих вкусов и желаний. При этом стоит помнить, что Богу более приятны скромность и простота, а не горделивость и вычурность: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:3).

Поминовение усопших

Поминовение усопших

Поминальная трапеза — следующий вопрос, с которым связано множество суеверий. Главное правило любых поминок — поминать усопшего, то есть молиться о нем, а не заливать горе «горькой». Поминальная трапеза организуется в соответствии с финансовыми возможностями родственников, и не столько важна изысканность блюд, сколько совместная молитва «о хлебе насущном» и «упокоении преставленного». В существующей традиции особо выделяются следующие поминальные дни: 3-й, 9-й, 40-й, годины (иногда и первые полгода), Радоница, родительские субботы: Мясопустная, три великопостных (2-я, 3-я, 4-я), Троицкая, Покровская (только в Поволжье), Димитриевская, в день рождения. Поминальная трапеза должна соответствовать Уставу постов и трапез. Не допускается поминовение усопших спиртным, поскольку при этом не только милостыня оказывается напрасной, но и пьяным поведением оскверняется память усопшего близкого человека.

Главная обязанность родственников усопшего человека — непрестанная молитва. Существует благочестивая практика, когда родственники в течение первых сорока дней после смерти и ежегодно за сорок дней до годин, читают акафист о упокоении. Разнообразие заупокойных молитв позволяет выбрать молитву «по душе», чтобы регулярно, неукоснительно ее совершать.

В заключение обратим внимание на заупокойный кондак. Являясь одним из древнейших христианских песнопений, он учит нас правильному отношению к смерти: «Вместе со святыми упокой, Христе, души усопших рабов твоих там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Новости по теме

Смысл Вселенской родительской субботы, или как победить смерть
Публикации 8 марта 2024
Смысл Вселенской родительской субботы, или как победить смерть

В субботу вечером в наших церквях проходит особая заупокойная служба – Парастас, а завтра – Вселенская родительская суббота. Именно о ней рассказывает нам протопресвитер Александр Шмеман, продолжая своё разъяснение Великого поста.

В храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения Вселенской родительской субботы В храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения Вселенской родительской субботы

18 февраля во всех храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения родительской субботы — заупокойная Божественная литургия и панихида.

Димитриевская родительская суббота — день поминовения православных воинов
Публикации 27 октября 2023
Димитриевская родительская суббота — день поминовения православных воинов

Димитриевская родительская суббота в сознании чад Русской Православной Церкви связана в первую очередь с поминовением православных воинов, павших во время судьбоносной Куликовской битвы.

Цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом
Публикации 3 июня 2023
Цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом

В этом году Троицкая родительская суббота приходится на 3 июня. О том, как можно почтить память почившего человека и деятельно проявить к нему любовь — беседа с настоятелем Введенского Кизического монастыря города Казани игуменом Пименом (Ивентьевым).