Публикации

Традиции почитания мучеников и исповедников за Христа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Николай ЕМЕЛЬЯНОВ
Традиции почитания мучеников и исповедников за Христа

Доклад профессора Российской Академии наук, Православного Свято—;Тихоновского Университета Николая Емельянова (1939—2010) на научно—;богословской конференции «Свияжские чтения» 2008 года.

...За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как Новомучеников и Исповедников Российских. Число их огромно...

Гонения на Церковь начались сразу после большевистского переворота. В январе 1918 года Святейший Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани». В годы гражданской войны было убито около 20 млн. православных людей, многие из которых пострадали непосредственно за веру Христову. Множество храмов и монастырей разорено и закрыто.

Новый этап гонений начался в 1921 году в связи с компанией изъятия церковных ценностей. Началась череда официальных процессов с обвинительными смертными приговорами. Одновременно, в 1922 году, резко активизировала свою деятельность «Живая церковь», которую большевики прочили в качестве преемницы Русской Православной Церкви. И далее гонения на Церковь не ослабевали ни на день. Особенного размаха они достигли в 1937 году, когда были расстреляны десятки тысяч православных по обвинению в антисоветской деятельности.

Их великое множество, очистивших в земных страданиях грехи свои и попавших в Царствие Божие. Очень трудно указать даже приблизительно их число. Очень грубо можно оценить число новомучеников и исповедников Российских в миллион человек. Разумеется, далеко не все их имена будут явлены в Церкви. Гонения, особенно в первые годы после революции, совершались повсеместно, с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, причем зачастую никем не фиксировались. Лишь скудные сведения доходили до православных в эмиграции и могли быть опубликованы. Поэтому имена многих тысяч мучеников и исповедников, видимо, так никогда в этой земной жизни и не будут прославлены. Но у Бога все мученики святы. Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле и которые не прославлены Церковью. К ним можно обращаться в частной молитве. В этой молитве живых за усопших, предполагающей ответную молитву усопших за живых, выражается единение Церкви Небесной и земной...

...Ныне среди православных степень почитания Новомучеников и Исповедников Российских пока не соответствует значению их подвига. Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В их честь освящаются новые храмы и престолы, о их жизни издаются новые книги. Постепенно осуществляется канонизация новомучеников, хотя в православной среде целый ряд новомучеников, включая царскую семью, фактически почитаются наравне с официально канонизированными святыми. В связи с захоронением новомучеников появилось несколько мест массового паломничества православных христиан. Среди них в первую очередь надо указать на Соловки и полигон в Бутово на окраине Москвы.

Мы, нынешние христиане России, многим обязаны новомученикам российским. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, делать дела благотворительности, учиться богословским наукам, работать над историей Церкви. И нашей первейшей святой обязанностью является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и подвига, молитвенное обращение к ним.

Репрессии за веру в Казанской духовной академии

Всего к августу 2008 года собраны сведения о 154 пострадавших за Христа профессорах и выпускниках КазДА, 30 из них причислены к лику святых. Среди выпускников КазДА 67 иерархов, пострадавших за Христа, 19 из которых причислены к лику святых (16 — РПЦ, 2 — РПЦЗ, 1 — Грузинской Г1Ц). Всего иерархов, пострадавших за Христа, в базе данных (БД) — 426, из них к лику святых причислены — 91.

...Всего к 1917 году епископский сан получили более 50 выпускников академии. Многим из тех, кто закончил КазДА в XX веке, архиерейский сан принес тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных новомучеников российских — ее выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев) и другие. А также последний ректор академии епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк).

Краткие биографические сведения о пострадавших за Христа настоятелей академического храма, ректорах, профессорах и выпускниках КазДА.

Священномученик иерей Филарет (Великанов) (1873—;1918)

Настоятель Михаило—;Архангельской академической церкви КазДА.

Арестован по ложному обвинению. Два члена отряда ЧК показали, что отец Филарет, вооруженный, ходил по Академической слободке и требовал расстрела прятавшихся во время белочешского мятежа коммунистов. Чудом уцелело предсмертное письмо отца Филарета ректору Академии епископу Анатолию. В его строках и покаяние в своих прегрешениях, и скорбь о больной матери, которую убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тысяч священномучеников. Расстрелян 24 октября 1918 года.

Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863—;1936)

Ректор КазДА в 1895—;97 годах. Один из трех кандидатов при выборах Патриарха на Поместном Соборе 1917 — 1918 гг.

Арестован в день Святой Троицы по распоряжению польских властей. Заключен в монастырь молчальников в местечке Беляны под городом Краковым, был в заключении около полугода вместе с владыкой Евлогием. Освобождены при посредничестве стран Антанты в 1919 году и вернулись в Россию.

В 1920 году с Белой армией эмигрировал из России.

Первоиерарх РПЦЗ в 1920—;1936 гг.

Митрополит Анатолий (Грисюк) (1880—;1937)

Профессор кафедры истории древней Церкви. С 1913 по 1921 годы — ректор КазДА.

В 1921 году арестован в Казани вместе с преподавателями КазДА «за нелегальное существование Академии», хотя Академия тогда еще не была закрыта. С 1922 года — епископ Самарский. 1923 — возведен в сан архиепископа. В 1923 году был арестован в Самаре за отказ признать «Живую Церковь». 1923—;1927 гг. — в ссылке в Туркмении.

С июля 1927 года — член Временного Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). С 1928 года — архиепископ Одесский. В 1934—;1935 — временно управляющий Харьковской епархией.

10 августа 1936 года арестован в Одессе, в тюрьме заболел язвой желудка и почти потерял способность ходить.

С 1937 года до кончины в 1938 году — в Ухтпечлаге в Коми АССР. В лагерь владыку отправили этапом.

Владыка перенес крупозное воспаление легких; в конце 1937 года он потерял зрение. Незадолго до кончины владыки к нему приехала сестра, но свидание не было разрешено. Умер митрополит Анатолий в лагерной больнице 23 января 1938 года, тело его было брошено в братскую могилу. Прославлен в лике священномучеников.

Николай Васильевич Петров (1874—;1956), профессор КазДА

60 лет со дня кончины профессора Казанской духовной академии протоиерея Николая Петрова

Вместе с архимандритом, потом епископом Варсонофием (Лузиным) организовали академическую корпорацию Богословского института в Казани.

В 1921—;1922 годах был ректором и профессором Казанского Богословского института. Осужден по делу 1921 года — 1 год заключения в концлагерь условно. В 1932 году осужден по делу Казанского филиала ИПЦ. Находился в ссылке в Казахстане в течение 1 года и 8 месяцев.

В 1943—;1945 годах — протоиерей в городе Муроме (Благовещенский собор). В 1945 году был уволен за штат. Жил в Муроме, где и скончался.

Епископ Варсонофий (Лузин) (1884—;1937)

С 1912 года состоял временно исполняющим обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. В 1922—;1925 годах в ссылке в Туруханском крае Енисейской губернии.

В 1922 году хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии. В 1927—;1929 годах находился в ссылке в Нарымском крае в Томской губернии. С 1929 года — епископ Иркутский. С 1930 года — епископ Владивостокский. Арестован во Владивостоке в 1931 году. Был приговорен к 10 годам ИТЛ на «Беломорстрое». Расстрелян.

В базе данных университета представлены сведения о репрессированных по двум групповым делам, тесно связанным с КазДА. По «Делу преподавателей КазДА 1921 г.» — 24 человек и по «Делу членов Казанского филиала ИПЦ 1932 г.» — 50 человек. С удивительным достоинством, верой в промысел Божий, бесстрашием, можно сказать, искренностью дают показания практически все обвиняемые — это настоящий мученический подвиг...

Иван Михайлович Покровский (1865—;1941), доктор церковной истории

Родился в семье сельского священника. Окончил КазДА (1895). Профессор кафедры истории Русской Церкви КазДА (1898—;1918). Редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Автор более 40 научных работ, среди которых: «Русские епархии в ХVI—;ХIХ вв.» (в 2—;х томах); «К истории казанских монастырей до 1764 г.» (1902) и другие. Работа «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты» и «Русские епархии...» были удостоены Большой Уваровской премии Академии наук. И.М. Покровский был избран пожизненным действительным членом Владимирской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивных комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом Церковного Историко—;Археологического Общества Казанской епархии. Член Поместного Собора 1917—;1918 годов, принимал участие в разработке Устава православных духовных академий.

В 1918—;1921 годах оставался профессором КазДА. В конце 1918 года И.М. Покровский с группой университетских и академических профессоров пытался сохранить Раифский монастырь, ходатайствуя о передаче Раифских земель Казанскому университету.

Арестован в 1921 году. Был судим вместе с ректором КазДА епископом Анатолием (Грисюком) и другими профессорами Академии. Приговор — 1 год лишения свободы условно.

В 1930 году был арестован и осужден на 3 года ссылки в Казахстан...

И.М. Покровский скоропостижно скончался 19 апреля 1941 года от сердечного приступа в кабинете директора Казанского государственного музея во время передачи в дар музею бесценных документов из своего архива. Сейчас дом, который он построил в 1902 году в Казани и в котором жил до смерти, признан памятником истории и назван «домом Покровского».

Виктор Иванович Несмелов (1863—;1937), профессор, доктор философии

Был арестован в 1921 году по «делу преподавателей КазДА» и в 1932 году по «делу членов Казанского филиала ИПЦ». Из показаний на допросах: «С теорией материализма я не согласен. Имен Маркса и Ленина не упоминал, т.к. ни того ни другого не считаю философами».

Скончался от хронического воспаления легких и был похоронен на Арском кладбище в Казани. Н.Я. Бердяев называл его величайшим современным философом.

Когда знакомишься с биографиями, следственными делами, трудами выпускников КазДА, то хочется встать на колени и поклониться им. Какая удивительная сила, духовная мощь в их деяниях, какой великий подвиг они совершили!

Печатается в сокращении

Теги:
Новомученики и исповедники Церкви Русской
Казанская духовная академия
история Казанской епархии

Все публикации