Когда наступает День защитника Отечества, в первую очередь хочется поздравить военных. Откуда пришел к нам этот праздник, уже помнят далеко не все. Можно поднять вопрос об истории праздника, красного флага. Но уместно ли в такой день разбирать все недочеты истории? Люди все больше наполняют этот день другим смыслом, праздником всех мужчин, хотя это больше относится именно к военным защитникам. Есть, конечно, и подобные православные праздники. Но для наших ветеранов именно в этот день красный флаг — флаг, под которым они защитили Родину, дали возможность нам жить. Нельзя христианину быть отвлеченным теоретиком.
Лучше в этот день вспомнить о том, как наши военачальники повернулись лицом к Церкви, увидев в священниках реальных помощников в воспитании личного состава и создания в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма. А ведь еще совсем недавно в нашем обществе понятия армии и Церкви невозможно было представить рядом.
Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство понимали не иначе, как святую доблестную рать, называя его «христолюбивым». В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них святой Феодор Стратилат, святой Дмитрий Солунский, святой Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя и другие. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе.
Случаев, когда и иереи проявляли бесстрашие и личное мужество, в русской армии было немало. На штурм неприступного Измаила перед суворовскими солдатами шел священник с крестом. Громким подвигом в Крымской войне прославился протоиерей Могилевского полка о. Иоанн Пятибоков. Под ураганным огнем турецких батарей на Дунае в 1854 году могилевцы дрогнули и в смятении отступали. Отец Иоанн возложил на себя епитрахиль, взял в руки Святой крест и осенил им солдат: «С нами Бог, ребята, и да расточатся враги Его… Родимые, не посрамим себя! Сослужим службу во славу святой Церкви, в честь Государя и на утешение нашей матушке России! Ура!» Геройский штурм во главе с о. Иоанном кончился взятием турецких укреплений и полной победой. Впоследствии этот подвиг был увековечен памятником на могиле героя в городе Вильно.
Сегодня наряду со славными традициями прошлого, образовываются и укрепляются традиции духовной жизни. За многими заставами закреплёны священники. Священнослужители добросовестно трудятся на духовной ниве, проводя индивидуальные и групповые беседы с солдатами, прапорщиками и офицерами. Освящаются боевые знамена, техника и оружие. Помещения окропляются и освящаются святой водой, создаются православные уголки и библиотеки.
Да в нашей российской армии не все так гладко, как кажется. Это не значит, что христианин может «откосить» от армии, боясь возможных трудностей. Никто ведь не отменял того, что мы живем в государстве, окруженном отнюдь не только дружественными нам народами и державами. Мы не можем вслед за Троцким повторить, что не надо ни мира, ни войны и давайте все разойдемся. Как на такой призыв отреагируют наши соседи, в общем, понятно. Значит всякому, кто имеет мужество, нужно стараться исполнить свой долг перед Родиной и перед теми людьми, которые могут вновь оказаться под пулями.
Призыв «Не надо уклоняться от служения в армии» трудно адресовать тем, у кого в глазах стоит призрак смерти, кто боится отдавать своего сына в армию, опасаясь получить в ответ повестку о его трагической гибели. Но человек, живущий церковной жизнью, готовится к смерти, готовится встретить ее каждый день. Часто молодые люди, не осознавшие этой вечной проблемы жизни и смерти, не получившие духовного воспитания, идут в армию не подготовленными ни морально, ни нравственно. Но, оказавшись в «горячих» точках, очень быстро мужают. Да, никто не пожелает смерти своему ребенку непонятно за что. Но при всей неустроенности нашей жизни, если они отдадут свои жизни достойно, это будет для нас великим утешением.
Именно поэтому церковь не может обойти стороной 23 февраля. И потому сегодня как-то неуместны исторические обсуждения праздника. Надо любить людей, и тогда мы поймем, почему 23 февраля — настоящий, большой праздник! Основа основ — помочь нашим офицерам и солдатам обрести веру, которая должна стать отнюдь не частным делом каждого, а фундаментом убеждения, что их воинское служение не напрасно. Некоторым малоцерковным людям трудно понять, как можно совместить воинский долг и смирение. Но смирение есть не угодливая чистка сапог власть имущим, а сохранение мира в душе, мира с Богом, мира с самим собой.