Митрополит Феофан: Общество нуждается в большей сострадательности и милосердии

3563
Фото

6 февраля 2016 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан вновь стал гостем программы «Тема» региональной телекомпании «Эфир». Беседовал с главой Татарстанской митрополии ведущий программы Алексей Кулешов.

Ведущий: Эфир продолжает «Тема», в студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Сегодня мы вместе с вами обсудим события уходящей недели. Интересного было много. Это, например, и открытие Центра по борьбе с коллекторами, и предложение снизить скорость движения транспорта в городах Татарстана. К тому же, мы узнали, насколько летом подорожают коммунальные услуги. Вот это всё обсудим с нашим гостем — это митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Владыка, добрый вечер!

Митрополит Феофан: Добрый вечер!

Ведущий: 554-22-22, я напоминаю — это телефон прямого эфира для наших казанских зрителей. А зрители из других городов Татарстана могут звонить нам по бесплатному номеру 8-800-500-32-55. Звоните, ждем ваших вопросов.

Включение храмов Свияжска в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Татарстан подал заявку на включение храмов Свияжска в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Владыка, перед тем как проанализировать то, что происходило на этой неделе, мне хотелось бы со Свияжска начать. Татарстан подал заявку на включение храма Свияжска в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Как Вам кажется, какова перспектива? Потому что была уже попытка в 2013 году.

Митрополит Феофан: Раз подали, значит, есть перспектива. Бесперспективных попыток не бывает, они когда-то закончатся позитивно. Буквально через несколько дней я сам лечу в Париж, и будет встреча в ЮНЕСКО. Мы летим вместе с хазратом Камилем Самигуллиным [муфтий РТ — ред.] — мы всегда показываем, что всюду мы вместе. И эта тема тоже будет обсуждаться в Париже.

Ведущий: Ну что же, будем надеяться. Как Вам кажется, нынешняя внешнеполитическая обстановка и нынешнее отношение Запада к России не повлияют никак на решение?

Митрополит Феофан: Вы знаете, что это не одного дня и, может быть, не одного месяца [процесс] принятия решений. Не можем мы гарантировать, что кто-то не постарается надавить и сказать: «Давайте придержим». Но мы часто видим и другое, часто видим независимость. Недавно прошла информация: ООН приняла по одному из персонажей решение — известно, о ком речь идет. И независимая экспертиза ООН высказала заключение, что его надо отпустить. С другой стороны, Великобритания и Швеция заявили: «Для нас это не закон». Но все-таки здравый смысл есть в мире.

Или неожиданная новость: встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Кубе с Папой Римским [Франциском II — ред.]. С одной стороны, кажется, сейчас не до этого. С другой стороны, до этого, потому что в трудные моменты обсуждаются вопросы, на которые надо находить позитивные ответы.

Присутствие Православной Церкви в социальных сетях

Присутствие Православной Церкви в социальных сетях

Ведущий: Владыка, Вы на днях вернулись с Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Я посмотрел вопросы, которые там обсуждались. Заинтересовало, что среди прочего говорили о присутствии Православной Церкви в социальных сетях. Не от лукавого ли это, владыка?

Митрополит Феофан: Энное количество лет назад сказали бы: «А не от лукавого ли — владыка сейчас находится в этой студии? И зачем? И для чего?» Всё зависит от того, как мы используем инструментарии общения — с разумом или же во вред. От лукавого или не от лукавого — ко всему можно приставить этот вопрос. Не от лукавого ли брать вилку, нож и есть? Нормально, это культура. А если [берет] ребенок — глаз может выколоть… От лукавого, когда мы без разбора начинаем всё подряд «кушать интеллектуально» и всё подряд выбрасывать. На то и дан человеку разум, чтобы достижения в науке, в технологиях использовать не во вред обществу, себе лично и, в конце концов, своей вере, а во благо.

Ведущий: То есть, получается, священники теперь будут более активно проповедовать через интернет?

Митрополит Феофан: Вопрос не в том, чтобы священники более активно проповедовали через интернет. Речь шла не только о проповеди священников, но о том, чтобы люди православные — а это не только священники — более активно вели проповедь, просвещая и через интернет. Нормальное явление. В Ульяновске — здесь времени не было — я вёл страничку «Батюшка онлайн».

Ограничение скорости движения автомобилей в Татарстане

Ограничение скорости движения автомобилей в Татарстане

Ведущий: Давайте зрителей послушаем. Добрый вечер, говорите, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер. Я житель Казани. Хотел владыке задать вопрос по поводу предложения ограничить скорость движения автомобилей в Татарстане до 40 км/ч. Вот я считаю, что это просто метод собирать штрафы с водителей. Если сейчас я еду 65 км/ч, меня...

Ведущий: Понятно Ваше мнение, спасибо большое. Нас телезритель опередил.

Митрополит Феофан: То, о чём мы с Вами говорили постоянно: во всём должна быть разумность. Если с научной точки зрения — транспортная логистика просчитывается сотрудниками безопасности движения и институтами транспорта — это противоречит логике, то, конечно, это неправильно. Может быть, не 40 — может быть, 60, надо смотреть.

Ведущий: Владыка, надо же помнить, что у нас сейчас установлено в городах ограничение скорости 60 км/ч. Прибавляем 20 — до 79 мы можем разгоняться в городах. А начальник Госавтоинспекции Республики говорит о том, что слишком много у нас стало гибнуть пешеходов на дорогах, год от года больше и больше. И поэтому надо, чтобы было не 60, а 40 — тогда все будут ездить [со скоростью] 60 км/ч.

Митрополит Феофан: Я с ним соглашусь, потому что нет культуры закона у нас. Дали 20 км/ч [максимально возможное превышение скорости — ред.] и мы их жмём, педалируем до 79. А эта ненормальность приводит к гибели людей. Поэтому, учитывая менталитет нашего народа, который всё равно нарушает — эти 60 у него и останутся. Но люди чтобы не гибли. Вы посмотрите, мы говорим о терактах, техногенных каких-то катастрофах. Но я как сталкивался с гибелью от ДТП. Это ужас — целыми городами, небольшими районами мы теряем население. И, как правило, гибнет человек здоровый или даже ребенок. Поэтому надо что-то предпринимать.

Открытие Республики Центра по борьбе с незаконными действиями коллекторов

Открытие Республики Центра по борьбе с незаконными действиями коллекторов

Ведущий: Еще одно, на наш взгляд, важное событие этой недели — открытие при Общественной палате Республики Центра по борьбе с незаконными действиями коллекторов. Вы знаете, как они зачастую выбивают долги, бутылку с зажигательной смесью в окошко могут кинуть. Стены в подъезде могут расписать нехорошими словами. Вы говорили у нас в эфире, что людям самим нужно подумать, прежде чем в долг лезть. Вот как быть? Нужен такой Центр?

Митрополит Феофан: Думаю, нужен. Объясню, почему. У нас с этими коллекторами что-то получилось по типу 90-х годов, когда приходили бритоголовые мальчики и «выдавливали». Это называлось рейдерскими захватами. Коллекторы получили форму некоего закона, но [пользуются] беззаконными методами. Не коллекторы, а закон пусть действует... Повторю: плохо, когда форма закона придается методам беззакония, насилия.

Свет в храме

Свет в храме

Ведущий: Еще один звонок от наших зрителей. Добрый вечер!

Слушательница: Батюшка, скажите, пожалуйста — мы подходили в праздник в Никольскую церковь, потом в монастырь Кизический. Пришли мы не в то время, когда идет богослужение, а чуть позже. Такой был полумрак, не было праздничного настроения! Все-таки, мне кажется, можно было бы, чтобы в большие праздники было светло, празднично… Вот такое пожелание к Вам.

Митрополит Феофан: Не совсем понял вопрос, но постараюсь объяснить Вам. Богослужение — это не цирковое представление и не театральное. Богослужение имеет свой определенный ритм. И даже во время праздничного богослужения в какой-то период горят все свечи, паникадило, а в какой-то период вообще всё гаснет — во время Шестопсалмия полная темнота.

Вы говорите, чтобы горел везде свет. Очень часто люди любят зайти и чтобы была сосредоточенная тишина, полутемнота, чтобы побыть в тишине с Богом. У нас и так слишком много суетного в этом мире. Только вышел за порог — мелькают рекламные ролики. Всё у нас в свете, душа только в темноте находится.

Ведущий: То есть, дело не в экономии?

Митрополит Феофан: Конечно, не в экономии дело. Давайте, мы создадим, так сказать, атмосферу праздника внешнюю. А кто-то придет и скажет: «Простите, я же в храм пришел, я хочу чего-то другого». Общение с Богом требует спокойствия, в том числе, это касается внешней формы — освещенности, блеска.

Повышение тарифов ЖКХ

Повышение тарифов ЖКХ

Ведущий: Еще одно событие недели. Прошла коллегия в Госкомитете Республики по тарифам. Там сказали, насколько с лета подорожают все коммунальные услуги — в среднем, если не ошибаюсь, порядка пяти процентов. При этом было отмечено, что долг татарстанцев за те же коммунальные услуги астрономический уже — 4 млрд 700 млн рублей. Долг вырос до таких размеров, а коммунальные услуги снова дорожают.

Митрополит Феофан: Долг кого? Жителей?

Ведущий: Да.

Митрополит Феофан: Это старая тема, к которой мы с Вами неоднократно обращались. Мы живем в новое время, постсоциалистическое, но менталитет наш [прежний]: «нас должны кормить», [давать] бесплатное электричество, отопление и прочее. Я тоже с этой проблемой сталкивался, когда был членом Общественной палаты Российской Федерации. Не платят не те, кому нечем платить, а те, которые живут в достатке. Не платят они, но говорят: «У нас зарплаты нет, а тарифы завышены». И Патриархом в Совете Федерации — я был на этой встрече — [перед] Матвиенко, членами Совета Федерации, Госдумы вопрос разумности цен на жилищно-коммунальные услуги поднимался. Этот вопрос, конечно, стоит на повестке дня.

У нас часто бывает диспропорция роста зарплат и коммунальных услуг, но в такой стране мы живем. С другой стороны, повторяю, долг 4 млрд со стороны народа Божьего — это, в общем-то, не есть хорошо. Здесь должен быть, конечно, дифференцированный подход, в том числе, и социальных служб. Кому-то надо помочь, а где-то форма закона должна действовать. Вот и всё.

Ведущий: То есть, собирать эти долги?

Митрополит Феофан: Конечно, конечно, конечно.

Когда будет открыта Троицкая церковь в Свияжске для посещения?

Троицкая церковь в Свияжске

Ведущий: Еще один звонок. Здравствуйте!

Слушательница: Владыка, у меня вопрос о судьбе Троицкой церкви в Свияжске. До недавнего времени этот старинный деревянный храм Поволжья был открыт для посещения. Сейчас доступ в него запрещен, туда не пускают людей.

Митрополит Феофан: Поскольку храм является особым памятником архитектуры и входит в список культурного наследия, там есть проблемы с его использованием в зимнее время. Потерпите немножко — храм будет открыт, и мы с Вами сможем зайти в него и помолиться. Приходите!

Ведущий: То есть, когда станет теплее?

Митрополит Феофан: Да, [посещение] связано как раз с режимом температурным.

Помощь онкобольным

Ведущий: Владыка, на этой неделе свои проблемы обсуждали и в Казанском детском хосписе вместе с депутатами Государственного Совета Республики. Владимир Владимирович Вавилов говорил, в частности, о том, что необходима круглосуточная выездная бригада для онкобольных. Сейчас выездная бригада есть, но она действует только днем, а помощь нужна круглосуточно.

И второе — Татарстан нуждается в хосписе для людей, которые страдают не раковыми, а другими какими-то серьезными заболеваниями.

Митрополит Феофан: Вы подняли тему, которая давно меня волнует, и я благодарен, что эта тема поднимается. Я сам имею близких [мне больных раком] людей — мой родной брат, священник, тяжело болеет, [у него] онкология. Я к нему время от времени езжу. У него удалили полностью желудок. И я знаю, как иногда бессердечно, к сожалению, врачи относятся к онкобольным. Вроде как приговор уже есть, но ничего не сделаешь: «Давай, брат, мучайся».

В моем графике — посещение онкологических центров у нас. И постараюсь [поехать] в ближайшее время, чтобы и со стороны Русской Православной Церкви этому [вопросу] было уделено особое внимание.

Ведущий: И в хоспис приедете?

Митрополит Феофан: И в хоспис приеду, обещаю, обязательно. Потому что где же наше сострадание, где наше милосердие, когда мы, общество, только говорим: «У нас прогресс, мы развиваемся». Да, развиваемся, ракеты запускаем, машины дорогие, еще что-то делаем, но внутренне становимся черствыми. Надо больше внутри общества сострадательности и милосердия друг ко другу. Тогда мы будем называться независимо от веры «человеком нормальным». Поэтому спасибо большое за эту тему, я это поддерживаю.

Детский хоспис

Ведущий: Владыка, прощу прощения. На это сострадание и милосердие нужны дополнительные деньги. Людям, которые и ночью, в том числе, будут выезжать, спасать от боли тяжелобольных, безнадежно больных людей, нужно платить.

Митрополит Феофан: Мы тратим деньги большие на некоторые проекты — не буду сейчас называть их — без которых можно было бы обойтись какое-то время. А самое главное — человек. Кто-то скажет об экономическом кризисе. А почему бы обществу и бизнесу не создать добровольческую — даже не группу, центр, из нескольких групп? Центр, где бы набрали столько-то таких-то врачей. Но люди работать в этот центр должны идти по призванию, они не могут идти работать только за деньги, хотя могут получать какие-то деньги. Здесь, в этом центре, купили бы, может быть, автомобиль специальный — не таких больших денег это стоит.

Думаю, что если бы общество привыкло сострадать — в этом тоже есть сострадание. Мы, конечно, привыкли сразу спрашивать, «где же государство». Партнерство государства, бизнеса, общества, их соработничество — вот что важно. И нужны центры такие.

Ведущий: И еще один звонок от наших зрителей. Последний на сегодня, потому что время заканчивается. Добрый вечер, говорите.

Слушатель: Добрый вечер! Хотел бы узнать о Вашем отношении к Виктору Андреевичу Лошадкину — человеку, известному в Татарстане, всю свою жизнь положившему на восстановление церквей и вообще духовности в нашей Республике.

Ведущий: Спасибо за вопрос. Владыка, у нас три минуты остается.

Митрополит Феофан: Я лично с ним не знаком, но к человеку, который делает то, о чём Вы сказали, отношение должно быть одно — доброе. Другого не может быть ответа.

Приведение в порядок кладбищ

Православное кладбище

Теперь я хотел бы озвучить следующую тему. Сегодня у меня была встреча с министром строительства и ЖКХ. Он сказал, что кладбища у нас часто в неприемлемом состоянии. И говорит: «Министерство выделило бы средства, чтобы под патронажем и мусульманской уммы, и Вашим приводить в порядок совместными усилиями кладбища».

Замечательная идея. Отношение к людям ушедшим, близким нам — это свидетельство нашей культуры, нашей духовной зрелости. Конечно же, Камиль хазрат меня в этом плане всегда поддерживает — если бы мы совместно подумали о кладбищах: ограды поставить, привести в порядок...

Ведущий: У Вас есть уже видение какого-то проекта?

Митрополит Феофан: Конечно, есть видение. Я говорил как раз с министром по делам строительства — он говорит, что есть целая программа. Но когда совместно и религиозные организации, и министерство, что называется, с благословения Рустама Нургалиевича, Президента нашего — замечательная идея.

Ведущий: Но ведь это, в первую очередь, зависит от обычных людей, чьи родственники покоятся на кладбищах?

Митрополит Феофан: Это зависит от людей. Но если бы это в какой-то степени было организовано, то пошло бы движение, люди бы сами подтягивались.

Ведущий: Спасибо большое! Митрополит Казанский и Татарстанский был у нас сегодня в гостях. Мы благодарим и наших зрителей за внимание. До свидания! Еще увидимся.

Митрополит Феофан: Спасибо большое! Храни всех вас Господь!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.