Слово по случаю начала Рождественского поста
Мы с вами вступили в благодатное время Рождественского поста, который всегда начинается за 40 дней до Рождества Христова. Как вы помните, прежде чем ступить на Землю обетованную, еврейский народ 40 лет скитался по пустыне. Так и нас Святая Церковь ведет через 40-дневную пустыню поста, и только после этого мы отмечаем Рождество Христово. Следом за 40-дневным Рождественским постом следует Великий пост, затем — Петров, а после него — Успенский. Плюс еще среды и пятницы. Если это суммировать, то получается, что мы постимся около 200 дней в году. На первый взгляд, это много.
Некоторые говорят: «Можно попоститься недельку перед Рождеством и недельку перед Пасхой, но не 200 же дней». И мы знаем, например, что ученики Спасителя во время Его земной жизни не постились. Мы помним, что постившиеся ученики Иоанновы привели в пример фарисеев и спросили у Христа: «Почему Твои ученики не постятся? Почему они не уделяют время для такого общения с Богом?». Христос ответил: «Они уже пребывают в общении со Мной. Мы всегда вместе: они слушают проповеди, они задают вопросы, они учатся. Надо ли им еще поститься, если они пребывают в присутствии Господнем? Но придут дни, когда забран будет Жених, и тогда они будут поститься». То есть получается, что с момента Вознесения Господня и до Его Второго пришествия пост является необходимым для каждого христианина. И можно сказать, что пост в какой-то мере является общением со Христом, которое было у апостолов.
Мы общаемся с Богом посредством молитвы и когда участвуем в церковных Таинствах. Господь с нами во все дни до скончания века. Но мы не можем слышать Его голоса, как слышали апостолы, и мы не можем видеть Его глаз и лица. Пост же обостряет наш духовный слух, делает нас более восприимчивыми. Как такое возможно? Как может физическое ограничение в пище влиять на наш духовный слух, на наше духовное состояние? Да напрямую влияет, поскольку человек — это не только душа и не только тело. Человек — это душа и тело одновременно. И состояние тела влияет на состояние души. И наоборот.
Есть такая пословица: «Сытое брюхо к учению глухо». Если уж к учению глухо, то к молитве тем более. Когда человек пресыщается, то ему даже дышать тяжело, не то что молиться. И когда Церковь говорит о посте, она имеет в виду не только физический пост, но и духовный. Что такое духовный пост? Это тоже воздержание, но не в пище, а в мыслительной деятельности. Когда человек старается ограничивать себя в мыслях развлекательного характера.
Мысль имеет большое значение, если не сказать определяющее. Все начинается с мысли. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Представьте корабль, нагруженный ценностями. Ему необходимо дойти до пристани, но на пути у него подводные рифы, скалы, водовороты, опасные места. Одно неправильное движение — и корабль получит повреждения и утонет. И все зависит от небольшой дощечки — руля. Эта дощечка — мысль человеческая». И пост помогает нам держать наши мысли в русле Заповедей Божиих. Если правильно мыслить, если правильно управлять, то корабль обязательно достигнет пристани Царства Божьего.
Конечно, не надо думать, что соблюдение поста автоматически обеспечит спасение. У некоторых конфессий все просто: сколько-то постись, столько-то молись, столько-то добрых дел делай, и спасение тебе обеспечено. Но мы должны понимать, что наших усилий и стремлений недостаточно для исцеления человеческой природы от греха. И это исцеление невозможно заработать за всю жизнь. Его возможно только принять как Дар Божий.
Был такой случай. В наполеоновской армии одного солдата приговорили к расстрелу за дезертирство. Этот солдат был единственным сыном у матери. Когда мать узнала о приговоре, она пришла к Наполеону, упала к нему в ноги и стала умолять его пощадить ее сына. Она сказала: «Пожалуйста, не расстреливайте моего сына. Он у меня единственный. Ради всего святого не лишайте его жизни!». Наполеон ответил: «Ваш сын не заслуживает милости». И тогда эта женщина сказала удивительные слова: «Да, я знаю. Но милость не заслуживают, милость доказывают». Так же и мы. Мы принимаем спасение не потому, что его заслужили, и не потому, что его заработали, а потому что Господь восхотел наградить нас этим даром вечной жизни. Этот дар куплен огромной ценой: ценой жизни, смерти и воскресения Сына Божьего. И пост помогает нам принять этот дар. Пост держит наше тело и нашу душу в духовном диапазоне. И главный смысл поста в настройке всего человека на принятие Божией благодати, на принятие спасения.