Мужчины — вперед?

3799
Фото

Мы привыкли к тому, что женщины в храме всегда пропускают мужчин вперед. Часто можно видеть, как не знакомых с церковным обиходом женщин и девушек старожилы храма оттесняют в сторону в очереди к Причастию: «Мужчин вперед пропустите». Откуда взялась эта традиция и есть ли канонические правила?

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров отвечает на этот вопрос так: «Никаких уставных указаний на очередность Причастия мирян нет. К Святой Чаше должен первым подходить тот, кто ближе к ней стоит. Разумно пропустить вперед инвалидов и болящих, потому что им трудно стоять». Известный миссионер Димитрий Смирнов тоже не упоминает каких-либо правил, а комментирует традицию как чисто практическую: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». Да и в нашем храме священники не говорят о разделении: «Сначала младенцы, потом все исповедующие».

Как оказалось, никаких канонических правил о том, что миряне должны выстраиваться в очередь к Причастию согласно полу, просто нет. Зато есть апостольское правило: «…пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами — диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Никакого разделения среди мирян, «весь народ по порядку». Логично пропустить вперед младенцев.

Но если тому, чтобы пропускать мужчин вперед, апостолы не учили, то откуда же взялась эта традиция? Редактор епархиальной газеты «Православие Луганщины» протоиерей Александр Авдюгин пишет о том, что так поступать советовал святитель Игнатий Брянчанинов. Но это был лишь совет, который не стал правилом и не вошел в Устав Церкви.

«Мы прекрасно знаем, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, то есть для Бога мы все одинаково дороги, так зачем же и здесь устраиваем гендерное деление?» — пишет протоиерей Александр Авдюгин.

В самой традиции, когда женщина смиренно стоит позади, а мужчина первым — как глава семьи — подходит к Чаше, нет ничего дурного. Дурное в том, как эта традиция воплощается на деле. Странно наблюдать за тем, как еле стоящая на ногах бабушка должна сторониться и ждать, пока не пройдут все молодые крепкие парни. Еще хуже, когда из очереди начинают выдергивать людей, делать им замечания.

Наверное, эта традиция укоренилась из-за желания женщин смирить себя. Но разве смирение руководит людьми, которые в очереди к Причастию начинают раздавать указания? Если им эта традиция кажется приемлемой, то пусть они ее соблюдают. Но не надо навязывать ее другим людям. Такого правила просто не существует. Не нужно толкать мужчин в спину и заставлять их проходить вперед. Не надо оттеснять женщин, не знающих этой традиции. Лучше, подходя к Причастию, молиться и быть сосредоточенным. Тогда вы и не заметите, кто стоит перед вами, а кто после вас.

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия
Публикации 5 марта 2025
Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия

Великий Пост отличается особенным отношением к главному христианскому таинству. По будним дням Литургию вообще, совершать запрещено. Почему? И как же тогда по средам и пятницам мы всё-таки можем причащаться?

Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров
Публикации 22 марта 2024
Духовная вершина, или что происходит на Литургии Преждеосвященных Даров

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, однажды рассуждая о молитве, сравнил её с разговором отца и детей. Малыши увлечены игрой и сладостями, но вот им по какой-то нужде необходимо идти и о чём-то рассказывать своему папе.

Как объяснить детям таинство Причащения?
Публикации 3 марта 2022
Как объяснить детям таинство Причащения?

Ушли времена, когда можно было надеяться, что церковный быт, традиции народной жизни смогут воспитать в детях веру и благочестие. Не в наших силах воссоздать общий церковный уклад жизни. Но именно теперь на нас, верующих родителей, ложится обязанность воспитывать в наших детях личную, самостоятельную веру...