Еще на заре славянского языкознания ученые стали интересоваться вопросом о происхождении славянской письменности. По кирилло-мефодиевской проблематике накопилась огромная литература, но вопрос до сих пор остается дисскусионным. Исследователи пересмотрели, кажется, все возможные варианты, используя всякий раз как-будто убедительную систему доказательств.
Несмотря на многообразие точек зрения их можно свести в 4 основных теории:
Обилие теорий обусловлено тем, что мы располагаем очень немногими данными, которые, к тому же, допускают разные толкования.
Нашей целью является рассмотрение вопроса о возможности существования докирилловской славянской письменности (в частности, у восточных славян).
Бесспорно, что в современной науке самыми распространенными и авторитетными являются теории, связывающие появление славянской письменности с именем Кирилла.
Причем в Житии Кирилла совершенно определенно утверждается, что до Кирилла славяне не имели собственной азбуки. На вопрос Кирилла, имеют ли славяне букви въ языкъ свои, отправлявший его в Моравию византийский император Михаил III ответил отрицательно (см. Житие Константина Философа).
Автор Сказания о письменах, древнейшего исторического свидетельства о возникновении письменности у славян, монах Храбр сообщает, что у славян до Кирилла и Мефодия не было книгъ, т.е. письменности. Но в то время, когда славяне были еще язычниками —; погани суще, они чрьтами и рэзами считали и гадали. По принятии же христианства в течение многих лет славяне употребляли латинские или греческие буквы, но безъ истроения, так как ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. Примеры: животъ, црьквi, чаянiе, юность, языкъ и другие. Потом же человеколюбець богъ послал славянам Константина Философа, который создал —; сътвори —; для них азбуку. (см. Сказание о письменах черноризца Храбра).
Этому вполне соответствуют данные о составлении славянского алфавита Кириллом, извлекаемые из жизнеописаний Кирилла и Мефодия, «Повести временных лет» и некоторых других памятников. Точно так же и все известные нам глаголические и кирилловские памятники, даже самые древние, написаны не ранее периода деятельности солунских братьев.
Все попытки доказать существование развитой восточнославянской письменности до крещения Руси в 988 году окончились неудачей. Сказанное, однако, не означает, что в дохристианской Руси полностью отсутствовала какая-либо письменность.
• Долгая научная дискуссия вокруг глаголицы и кириллицы заставила историков внимательнее изучать дохристианский период. При этом оказалось, что можно говорить не только о «чертах и резах». В 1897 году у села Алеканово под Рязанью А. Городцовым был обнаружен глиняный сосуд со странными знаками —; явно письменами. Они не прочитаны до сегодняшнего дня. см. [Байбурова: 2004].
• В 1949 году при раскопке кургана возле села Гнездово под Смоленском была обнаружена глиняная корчага с кириллической надписью: «ГОРОУХША» или «ГОРОУШНА» (читалось: «горухша» или «горушна»), что означает либо «горчичное семя», либо «горчица». По археологическим данным корчага датируется первыми десятилетиями (не позднее середины) X века. Это древнейший восточнославянский текст. Он свидетельствует о том, что в дохристианской Руси кириллица использовалась в быту [Иванова: 1997, с. 30].
• Сообщения некоторых арабских ученых и путешественников о письменности у восточных славян относятся к X в. Таковы сообщения 921 г. Ибн-Фадлана, Эль-Масуди, умершего в 956 г. Арабский писатель Ибн-эль-Недим в «Книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» (написан в 987—988 годах, то есть накануне принятия христианства Древней Русью) записал: «Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к царю русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения; не знаю, были ли они слова или отдельные буквы, подобно этому». И приводит одну строчку «русских письмен». Однако надпись расшифровать не удалось. Свидетельство Ибн-эль-Недима может быть отнесено к варягам (В средневековых источниках русью называют не только восточных славян, но и норманнов, скандинавов (варягов), по-фински Ruotsi «Швеция». Однако обращает на себя внимание, что «русские письмена» вырезали (точнее, процарапывали?) на белом дереве. По мнению Л. П. Жуковской, собеседник Ибн-эль-Недим показал ему древнерусскую грамоту, процарапанную на березовой коре. см. [Байбурова: 2004].
Старшие новгородские берестяные грамоты относятся к первой половине —; середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных орудия письма —; писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно —; 953-957 годами, а другое —; 972-989 годами. Впоследствии грамоты были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске, Мстиславле, Твери, Торжке, Москве, Звенигороде Галицком. Как отмечает В.Л. Янин в книге «Я послал тебе бересту…», «берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги», «переписка служила новгородцам, занятым не в какой-то узкой, специфической сфере человеческой деятельности. Она не была профессиональным признаком. Она стала повседневным явлением» [Янин: 1998, 30-51]. Социальный состав авторов и адресатов берестяных грамот очень широк. Среди них не только представители титулованной знати, духовенства и монашества, но также купцы, старосты, ключники, воины, ремесленники, крестьяне и другие лица. В переписке на бересте принимали участие женщины. Памятники бытовой письменности, статус их авторов, их повседневность позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси. К тому же, существование активной письменности в бытовом общении обычных людей уже может свидетельствовать о значительной письменной традиции. В Древней Руси элементарный курс грамотности ограничивался одним обучением читать. Но закончив его, ученики, хотя и непрофессионально, могли писать, перенося навыки чтения на письмо. см. [Медынцева: 2000].
• К берестяным грамотам близки надписи-граффити на стенах архитектурных памятников Киева, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Владимира, Смоленска, Полоцка, Старой Рязани, Галича Южного и др. Большое количество надписей, сделанных и дружинниками, ремесленниками, и простыми богомольцами, свидетельствует о широком распространение грамотности на Руси уже в XI—XII веках. см. [Высоцкий: 1985; Рождественская: 1992].
• Новгородская псалтырь и договоры русских князей также могут свидетельствовать о существовании письменности до Кирилла и Мефодия [Зализняк, Янин: 2001, с. 202-209].
Таким образом, кириллица использовалась в Древней Руси до официального принятия христианства и письменности. Но, поскольку версия об упорядоченном славянском докирилловском письме не подтверждена, а на его долю остаются лишь «черты и резы» да греческое и латинское письмо «без устроения», то, вслед за исторической традицией, следует признать Кирилла создателем первого славянского алфавита.
Делая выводы, можем сказать, что бесспорно в современной науке самыми распространенными и авторитетными являются теории, связывающие изобретение русской письменности с именем Кирилла и Мефодия.
Рассмотренные доводы позволяют с определенными поправками и уточнениями признать наиболее убедительными именно эти теории.
Ученые выделяют 3 этапа формирования писменности:
Вопрос о происхождении письменности у славян, и особенно вопрос докирилловской письменности, остается открытым и ждет исследования.
Использованная литература:
1. Карский 1928 —; Карский Е.Ф. Славянская кирилловская палеография / Е.Ф. Карский. —; Л.: Изд-во АН СССР, 1928. —; 494 с.
2. Селищев А.М. Старославянский язык. 2-е изд. —; М.: Эдиториал УРСС, 2001. —; 540 с.
3. Иванова Т.А. Старославянский язык. Учеб. для студ. филолог. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. —; 2-е изд., стер. —; М.: Высш. шк., 1997. —; 199 с.
4. Зализняк А.А., Янин В.Л. Новгородская псалтырь начала XI века —; древнейшая книга Руси. Вестник Российской Академии Наук, 71 (3), 2001.—; с. 202-209.
5. Соболевский А.И. Славяно-русская палеография. Лекции А.И. Соболевского с 20 палеографическими таблицами. —; Изд-е 2-е, Имп. археологич. ин-та / А.И. Соболевский. —; СПб.: Синодальная типография, 1908. —; 120 с.
6. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян //http://nauka.relis.ru/2004.
7. Житие Константина Философа // Русская азбука в инициалах XI —; XVI вв.// М.: НИЦ «Скрипторий», 1998. —; 160 с.
8. Сказание о письменах черноризца Храбра // Русская азбука в инициалах XI —; XVI вв.// М.: НИЦ «Скрипторий», 1998. —; 160 с.
9. Янин В. Л. Я послал тебе бересту. —; М., 1998.
10. Высоцкий С. А. Киевские граффити XI—XVII веков. Киев, 1985
11. Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X — первой половины XIII века. —; М., 2000
12. Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI—XV веков. —; СПб., 1992