История Евдокиинской церкви города Казани

9642
Фото

Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века.

А еще на самом берегу Казанки, под горой, на которой стоит Богородицкий монастырь, сохранился маленький, сельского типа, храм Спаса Нерукотворного с приделом во имя святой великомученицы Евдокии (†152 г, память 1 / 14 марта) — небесной покровительницы Евдокии Михляевой.

Как и в случае с Пятницкой церковью, Евдокиинскую тоже стали именовать в народе по названию придела: Спасские храмы в городе уже имелись, а вот Евдокиинский был единственный.

Особенность этой церкви — то, что она сохранилась практически без перестроек на протяжении почти трех веков (время возведения — 1734 год), и внешний ее облик сейчас — такой же, как во времена Михляевых. Чего, к сожалению, не скажешь про старинный интерьер, полностью утраченный в советское время.

Каждая эпоха несла какую-то свою «опасность» для храмов. Не надо думать, будто только XX век ознаменовался страшными потерями. В XVIII-XIX вв. старинные и красивейшие храмы варварски разбирали — не по политическим мотивам, конечно, а за «ветхостью», либо перестраивали под очередной новомодный стиль. Евдокиинская церковь, по воле Божией, избежала такой опасности. В ней сохранилась скромная первозданная красота маленького, но устремленного в небо белоснежного храма, каких в российской глубинке были тысячи, а вот сохранились... в лучшем случае, один из десяти.

Сейчас на берегу Казанки к небу вздымаются три башенки, белые с зеленым верхом — сам восьмерик основного объема, невысокая колокольня и шатер бокового придела (интересно, что в Казани из всей старинной церковной архитектуры не сохранилось больше ни одного шатрового навершия!). Это — цельный комплекс, традиционный для приходского храма того времени. Такой комплекс зачастую напоминал собой многократно уменьшенный собор. Как бы ни был миниатюрен храм, в нем почти всегда имелись приделы — иногда не один.

Многие украшения Евдокиинской церкви делают ее как будто бы «старше» на полвека. Глядя на нарядные наличники окон небольшого алтарного выступа, на восьмиугольное окошко бокового фасада, на пояски поставленного углом кирпича вокруг арок колокольни, на форму барабанов с их аркатурными поясами и «дыньками» — на все это скромное великолепие народного допетровского зодчества, — можно подумать, что церковь построена в конце XVII столетия (в самый «золотой век» русской кирпичной архитектуры), а не в 30-е годы XVIII. Петровской эпохи словно бы еще и не было, когда ее строили. Сама бедность Евдокиинского прихода спасла скромную церковь от дальнейших перестроек. Она действовала 200 лет и была закрыта лишь в 1932 году.

Как и стоящая неподалеку Пятницкая церковь, она была захвачена карательным аппаратом НКВД. Здесь также содержались заключенные, и, по некоторым сведениям, проводились расстрелы.

На закате советской эпохи и при новой России 1990-х годов храм стоял просто заброшенным и безхозным. Не разрушенный, но без крестов и с ржавыми куполами, он производил вблизи очень удручающее впечатление. Его окружали глухие безлюдные трущобы, где как-то особенно душераздирающе каркали вороны.

Лишь в юбилейном 2000 году от Р.Х. храм был возрожден. На Троицу того же года в нем прошло первое праздничное богослужение.

Новости по теме

Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет
Публикации 29 августа 2024
Спасо-Евдокиевскому храму — 290 лет

Церковь святой Евдокии была построена в Засыпкиной слободе. Самое раннее упоминание о ней мы находим у географа Михаила Саввича Пестрикова: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа, освящена в 1735 году, при ней придел преподобной мученицы, освящен в 1734 году...»

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Публикации 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Публикации 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.