В студии обсуждается тема медико-социальной помощи беременным в ситуации выбора — аборт или роды.
Ведущий: В Татарстане сейчас активно внедряется практика медико-социальной помощи беременным. Одно из основных направлений этой работы — это убедить будущую маму не прерывать беременность. Очень часто для того, чтобы не пойти на этот шаг, женщинам не хватает простой поддержки близких людей. Эту проблему мы сегодня обсудим с нашими гостями. Среди них координатор центра поддержки материнства «Умиление» Элина Галиуллина. Здравствуйте, Элина!
Элина Галиуллина: Здравствуйте.
Ведущий: А также человек в маске, назовем её Анна. Это мать двоих детей, которая недавно решилась на аборт. Здравствуйте.
Анна: Здравствуйте.
Ведущий: Анна, первый вопрос к Вам. Сейчас в нашей стране вроде бы создаются все условия для того, чтобы детей рожали, и статистика говорит о том, что Россия переживает демографический взрыв. Существует ряд программ, стимулирующих родителей к рождению двух и более детей. Вот скажите, почему Вы, имея двух детей, решили все-таки не заводить третьего?
Анна: Потому что я испугалась. У меня был какой-то необоснованный страх.
Ведущий: Чего Вы конкретно испугались?
Анна: Испугалась... Сама не знаю, чего испугалась.
Ведущий: Может быть, Вы испугались финансовых трудностей?
Анна: Да, я испугалась и финансовых трудностей в том числе. И в детский сад детей трудно устроить. Как я их всех выучу…
Ведущий: Скажите, у Вас полная семья?
Анна: Да, семья полная.
Ведущий: Значит, есть муж. Он работает?
Анна: Да, есть.
Ведущий: И все равно был страх?
Анна: Да. Однако после аборта я очень сильно раскаиваюсь, потому что пришло осознание того, что я совершила убийство. Я ведь не просто избавилась от каких-то трудностей — я совершила убийство собственного ребенка.
Ведущий: А когда пришло это осознание? Через какое время после операции?
Анна: Примерно через полгода.
Ведущий: То есть сейчас Вы бы так не поступили?
Анна: Нет, конечно.
Ведущий: А с Вами велась какая-то работа перед тем, как Вы пошли на операцию? Вас отговаривали от этого?
Анна: Нет, не отговаривали. Я никому об этом не говорила.
Ведущий: У нас в студии присутствует координатор центра поддержки материнства «Умиление» Элина Галиуллина. Я знаю, что она уже лет пять занимается деятельностью, которая направлена на то, чтобы минимизировать аборты в нашей стране. Элина, расскажите, как ваш центр пытается убедить женщин, что им надо рожать?
Элина Галиуллина: Посредством реальной помощи. Мы проводим консультирование перед абортом. У нас в Казани работают психологи в роддоме №1. Женщины знают, что есть такая служба, и обращаются к нам за помощью. Конечно, лучше, когда женщина даже не думает об аборте. Но некоторые женщины испытывают страх в период беременности, и мы стараемся им помочь. Мы объясняем им, что материнство —; это женское призвание. Ведь бывает, что женщины забывают об этом, занимаясь своей карьерой. Нужно сказать, что основная причина абортов — это материальные затруднения, а также сложности в отношениях с мужчиной. Нередко мужчина, узнав о беременности, сразу исчезает либо склоняет женщину к аборту, если она не является женой. Женщина остается без поддержки, и наша задача — помочь ей принять правильное решение. Службы, аналогичные нашей, действуют и в других городах России. Мы контактируем с ними. Вот буквально вчера узнали, что нужна помощь женщине из Алматы. Надо узнать, есть ли у нас там пролайферы — защитники жизни. Еще сообщили, что в Комсомольске-на-Амуре требуется помощь беременной женщине.
Ведущий: Это движение вышло за рамки России?
Элина Галиуллина: Мы контактируем со всем русскоязычным пространством. Есть такое движение за жизнь — «Русские pro-life». Кроме того, мы поддерживаем связь с республиками Северного Кавказа, с Белоруссией и с Сербией.
Ведущий: Хорошо. Давайте послушаем наших зрителей. Есть первый дозвонившийся в студию. Здравствуйте!
Телезрительница: Здравствуйте. Хочу рассказать Вам о своей проблеме. У меня сестру, когда она родила ребенка, не хотели выписывать из роддома. Мотивировали это тем, что у нее нет кроватки и коляски. А где она, мать-одиночка, может все это взять?
Элина Галиуллина: Мы для этого и работаем. Наш центр может помочь именно колясками, кроватками, подгузниками, детским питанием и кое-какими вещами, поэтому, пожалуйста, обращайтесь. Можете записать телефон: 216-76-19. Это телефон нашего складского работника. К нам недавно обратилась шестнадцатилетняя девушка, у которой годовалый ребенок. Она к нам с ним и пришла — он ей руки уже оттягивает. Мы ей помогли.
Ведущий: Но ведь коляски и подгузники недешево стоят.
Элина Галиуллина: Коляски мы не покупаем — нам их дарят, как и ряд других вещей.
Ведущий: А кто дает? Откуда это все?
Элина Галиуллина: Разные люди нам это дарят. Как правило, это вещи в очень хорошем состоянии. Мы с радостью принимаем такие подарки. А затем отдаем их нуждающимся, причем не только казанцам, но и людям из других населенных пунктов нашей республики.
Ведущий: У Вас хватает этого добра…
Элина Галиуллина: Да. Мы постоянно просим о помощи: у нас в социальной сети «ВКонтакте» есть группа, где мы ежедневно публикуем объявления о новых нуждах. Помогаем мы всем, кто к нам обращается. Помогаем не только беременным женщинам, но иногда и матерям с маленькими детьми. У нас есть проект «Кризисные квартиры»: мы помогаем женщинам, у которых нет своего жилья в Казани. Снимаем квартиры, чтобы они могли наладить свой быт, пока у них нет работы. Недавно мы помогли снять квартиру одной женщине, у которой обнаружилось онкологическое заболевание. Она приехала сюда лечиться из другого города, и сейчас живет у нас вместе со своим маленьким ребенком.
Ведущий: Одна из причин, толкающих женщин на аборт — экономическая. Вторая причина — психологическая: когда что-то не складывается в семье или с гражданским мужем — ведь не всегда есть штамп в паспорте, что называется. Сейчас к этому проще относятся, чем раньше. Аня, скажите, Вы с мужем обговаривали эту ситуацию? Как он отнесся к аборту?
Анна: С мужем, к сожалению, я не обговаривала эту ситуацию. Я это сделала втихаря.
Ведущий: То есть ответственность за аборт целиком и полностью лежит на Вас?
Анна: Да, на мне. Я сделала так, как сама посчитала нужным.
Ведущий: Муж об этом так и не узнал?
Анна: Нет, не узнал.
Ведущий: Ясно. Элина, когда причина аборта — не экономическая, а какая-то другая, то как убедить женщину сохранить плод?
Элина Галиуллина: В таких случаях женщине требуется, прежде всего, психологическая помощь. Ей нужно прорабатывать свои отношения с мужчиной. Мы стараемся объяснить, что ребенок — это дар Божий. И если Господь послал ей этого ребенка, значит, это не просто так. Если отношения разваливаются, то ребенок, возможно, поможет их наладить. Говорят, что ребенком не удержишь, но дело не в этом. Ведь матери-одиночки тоже детей воспитывают.
Ведущий: Иногда семьи разваливаются из-за бесплодия женщины.
Элина Галиуллина: Нередко семьи разваливаются как раз после аборта. Потому что мужчина подсознательно воспринимает женщину, сделавшую аборт, как убийцу своих детей. Даже если он сам склонял ее к такому решению. Иногда мужчины боятся подходить к женщине после выкидыша. Ребенок в утробе — это особое благоволение, а после аборта мужчина начинает бояться женщины, начинает ее ненавидеть. Потом возникают конфликты, и иногда один из супругов начинает искать утешения в алкоголе. Постабортный синдром тоже никто не отменял. Говорят, процент самоубийств среди женщин, сделавших аборт, выше. Аборт — это большая травма, он не может бесследно пройти. Мы предупреждаем женщин о негативных последствиях аборта.
Ведущий: На тему аборта можно говорить очень долго, но время у нас почти вышло. Аня, у меня к Вам еще один вопрос. Скажите, если бы Вы снова забеременели, Вы бы опять решились на аборт?
Анна: Нет. Я бы родила.
Ведущий: Спасибо, это была программа «Тема» с Сергеем Шерстневым. Сегодня мы обсуждали проблему абортов, которая для России по-прежнему актуальна, несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в этой области.