30 июля — прославление преподобного Гавриила Седмиезерного (1997)
Недавно мне на глаза попалась книжечка с поучениями преподобного старца Гавриила. Прочитав брошюрку, я заметила, заметила, что манера разговора и письма старца напоминает очень письма преподобных старцев Оптинских… В самом конце книжечки было краткое жизнеописания подвижника. На мое удивление оказалось, что преподобный Гавриил начал свой монашеский путь в Оптиной пустыни. Оптинские старцы, преподобные Амвросий, Иларион, Исаакий, отец Мелхиседек и другие, среди коих Гавриил нес свои послушания, сформировали и воспитали в будущем подвижнике дух старчества и иноческого смирения, дух кротости и по-детски трепетной любви к Богу. Вот почему оказывается слово до селе не известного мне святого, так напомнила родных Оптинских старцев! Однако подвижник не долго прожил в Святой Обители Оптинской, но вскоре переселился Седмиезерскую пустынь, где будущий старец прожил двадцать пять лет, и явился во всей своей полноте дар его старчества. Среди высоких покровительниц, почитательниц, а позже и духовных чад старца была и великая княгиня Елизавета, почти ежегодно вместе с инокиней Варварой посещавшая пустынь.
Как помочь ближнему в беде и страдании
Вчера получил Ваше милое письмо. Все Ваши суждения и взгляды на жизнь близки мне и понятны, потому что и я всегда держался их же в своей жизни: всякого поддержать и всякому помочь стать выше. Но жизнь меня убедила — убедит и Вас — в том, что перевернуть все к лучшему, но нашему взгляду, невозможно. При всех наших усилиях все остается по-прежнему… Но человек чувствует наше сострадание, и это успокаивает его в некоторой степени и помогает ему переносить свое положение.
Именно только переносить, ибо переменить условия жизни — и вовне, и в самом человеке, — все это выше наших сил. И кроме того, наша человеческая жизнь сама по себе есть жизнь почти животная — греховная, страдальческая. Когда же коснется ее Дух Божий, благодать Христова, тогда она оживотворяется и переворачивается. Но нужно быть достойным этого перерождения, иметь чистое сердце, очиститься, ибо только чистые сердцем могут зреть Бога, — то есть не одну только идею, или образ Бога, а иметь жизнь Божию, всю Его мудрость, любовь и благость, — и все это как бы осязательно. Почувствовать, насколько благ Бог всяческим. И без этого познания путей Божиих в нашей жизни, без этого чувства Бога в самом себе всякая обительская дисциплина является пустой, бездушной формальностью, которая только вовлекает в борьбу и убивает дух, ибо не дает просветления и помощи. Она — человеческое мудрование, а не Божия мудрость. Не суть бо совети Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Ис. 55: 8-9). Где Дух Господень, там и свобода (см.: 2 Кор. 3: 17).
Как учиться умной молитве
Ваше Боголюбие, глубокочтимая матушка!
Любовь к Богу и умная молитва объединяют нас с Господом. Любовь и молитва. Как огонь раскаляет железо и оно бывает равно огню, так и нас разогревает умная молитва Иисусова, раскаляет до высшей любви Божией… Величие молитвы есть тайна святости. Средство для молитвы — младенчествующая простота, смиренное незлобие преданного сердца, непрестанно обращенного к молитве, к Богу: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Этой молитвой достигают люди до силы святости. В этом и весь секрет святых — непрерывная молитва, повторение одной великой мысли о Божестве. [Подобно тому] как, по представлению святой Церкви, Ангелы непрестанно повторяют у престола Божия: Свят, Свят, Свят!!! — и уже не могут отпасть от Бога, так и мы — [повторяем] Иисусову молитву. Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103: 4). Ангелы огню подобны, обожествились. И, может быть, то же делает молитва со святыми, непрестанно ее творящими. Чтобы уподобиться Ангелам, надо все внимание наше посвятить Божеству, быть земными ангелами и небесными человеками. Этому служит молитва Иисусова. Нужно произносить ее подряд сотни раз, потом тысячи раз и так далее без конца, пока наконец эта молитва не начнет звучать в нашем сердце и не сольется с каждым его биением. После долгих и трудных упражнений в этом деле человек начинает чувствовать, как молитва переходит из ума в сердце и, как хлеб небесный, насыщает и наполняет его неизреченной радостью. Здесь совершается полное перерождение ветхой природы [человека] в новую тварь, полное преображение, возвращение в красоту первозданной невинности и чистоты. В наличности эти факты есть и будут с помощью очень несложного, но сильного средства — непрерывного повторения имени Божия (что и есть: величие и сила Божия в немощи нашей совершается, см.: 2 Кор. 12: 9); вы входите в общение с Божеством, и Ваша природа перерождается.
Тайна святости есть художество из художеств. И смиренномудрие, и незлобие сердца, и смирение, и послушная кротость исполнены всякого величия. Но выше всего святое дело молитвенного духа в Божестве — молитва к Богу. Введите в себя великую мысль о слове, не в словах, а в той непреодолимой энергии, с которой они произносятся безконечное число раз. Кончится тем, что вы сделаете эту молитву-мысль полным хозяином [в вашей душе], ум — царем, душу — полною царицей, и силою Божества молитва постепенно вытеснит все непотребные другие мысли, расширится на их счет, углубится в корне и приобретет необычайную силу, станет превыше всего и покорит, и истребит всякое зло, всех мысленных и чувственных врагов. Сей победы сердечно желаю Вам, матушка.
Как жить и как молиться
Вы спрашиваете меня: как жить и как молиться? — Этот глас вопиющего в пустыне во мне и везде раздается, но гласом вопиющего в пустыне и остается… Сам-то я не научился, — могу ли кого научить?.. Но попытаюсь выполнить послушание. Господи, благослови!
Вы говорите, что тяжелое несете послушание, — и слава Богу! Что налагают на нас, — это крест; велят — это гвозди приколачивают ко кресту!.. Неси иго Христово, этот крест Христов! Раздай имение твое, возьми крест и следуй за Мной, и будешь иметь сокровище на небеси (Мф. 19: 21).
«Раздай имение» — отсеки волю свою и послужи в самоотречении и послушании; что наложат на тебя — неси, неси безропотно и сознавай при этом, что ты — грешница, подобно как на кресте сознавал свои грехи благоразумный разбойник и с креста взывал: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем! Будем и мы так взывать ко Господу Богу, как Он взывал на кресте. И ты на послушании взывай: Боже, милостив буди мне, грешнице! Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем! — И ты скоро, скоро будешь в раю.
Вот пред нами Иисус Христос: Он — безгрешен, а страдает за нас на кресте!.. Это лучи Его милосердия падают на нас и зажигают в нас надежду и пламенную веру в Него, что Он, милосердный, облегчит наши страдания, когда мы несем эти послушания ради Христа и ради спасения нашего. С Ним состраждем, — с Ним и прославимся.
Молитвы мы не умеем читать, но пусть жертвой нашей будут труды и послушание — вместо устной молитвы. И пусть будет сердце чисто, сокрушенно и смиренно, и Бог его не уничижит, а ублажит, — приидет и обитель Свою сотворит в нас. Только смиренные сердца могут быть престолами и жертвою, и мы — небом тогда, когда Бог благодатию Своею вселится в сердцах наших.
Вот, тогда-то мы и заживем небесною радостью, ибо окружат нас святые Ангелы, и пророки, и апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые просиявшие…
У, — как хорошо, весело будет и умирать при таких пособниках!.. Смиряющие себя так — вознесутся торжественно пред Царя славы.
Томи томящего тя, смиряй и умягчай сердце свое, и оно само тебя научит.
Ваш усердный богомолец Гавриил