Кряшенская миссия. Уроки прошлого

5976
Фото

В декабре 2015 года отмечалось 10-летие издания полного текста Нового Завета на кряшенском языке. Данный перевод длился более 140 лет, начинали его Николай Иванович Ильминский и священник Василий Тимофеев, а заканчивали уже наши современники — протоиереи Павел Павлов, Михаил Чурашов, и еще целая группа их сотрудников. Следует отметить, что в последние годы при поддержке Академии наук РТ активно изучается история кряшен, издаются книги, изыскиваются и публикуются архивные документы, сохраняется и развивается кряшенская культура, песенная и танцевальная традиции.

Кряшенская духовная миссия сегодня испытывает определенного рода трудности, связанные с нехваткой кряшенского духовенства, малочисленностью церковных общин кряшен в городах и селениях республики, недостаточным распространением духовности среди молодого поколения. Трудности эти могут быть преодолены, если мы обратимся и усвоим наследие прошлого. Итак, что же преподносят нам уроки истории кряшенской миссии?


Урок 1. Господь Бог не оставляет христианские народы, сохраняет и поддерживает их в самые сложные периоды истории

Говоря о кризисе кряшенского народа в наши дни, мы забываем, что особо благоприятного периода для кряшен никогда и не было. Большинство историков сходятся во мнении, что кряшены приняли христианство задолго до присоединения Казанского ханства к Московскому царству (середина XVI столетия). Принимавшие крещение татары жили в окружении мусульман и язычников, что было небезопасно, например, святой Авраамий Болгарский принял мученическую кончину за принятие православия. В эпоху первых казанских архипастырей — святителей Гурия, Германа и Варсонофия — происходило укоренение кряшен в христианской традиции. Однако, более трех столетий православие таилось в глубинах кряшенского народа, но не могло быть выражено, поскольку русского языка кряшены не знали, Евангелия и богослужений не понимали, но веру предков хранили. Лишь с активизацией миссионерской деятельности Н. И. Ильминского начинается понимание кряшенами основ христианской веры. И что же? Как только Слово Божие зазвучало на кряшенском языке, так сразу же православие стало для них верой своей, родной, понятной. Миссия, проводимая Н. И. Ильминским, берет свое начало в 1860-х годах; не случись этого, через пол столетия, в начале ХХ века, кряшенский язык, культура, традиции могли быть утеряны и забыты.

В советские годы проводилось открытое гонение на веру: закрывались храмы и монастыри, священники и простые верующие подвергались арестам, ссылкам, терпели лишения и многие даже погибали за свою верность Христу. И из числа кряшен нам известны, в том числе, имена новомучеников и исповедников ХХ века, прошедших ранее школы системы Н. И. Ильминского. При осуществлении государственной политики укрупнения этносов, кряшенский язык перестали преподавать в школах, а кряшенская культура не получала какой-либо реальной поддержки. Тем не менее, кряшены продолжали хранить православие, родной язык, старались передать это духовное богатство своим детям и внукам.

Ныне мы видим повсеместное оживление церковной жизни: совершаются богослужения на кряшенском языке, издаются Священное Писание и прочие книги духовно-нравственного характера, ведется работа с молодежью. Таким образом, сейчас мы переживаем далеко не худшие времена, и все стоящие перед нами сложности вполне преодолимы.

Урок 2. Переводы и богослужение на кряшенском языке сохраняют миссионерское значение по сей день

Н. И. Ильминский еще в период своего обучения в Казанской духовной академии имел опыт переводческой работы на татарский язык Священного Писания и некоторых книг, используемых в богослужении. Тогда сделанный перевод не принес пользы в миссионерском плане, поскольку оказался не понятен кряшенам и не востребован татарами-мусульманами. Николай Иванович пришел к выводу переводить на разговорный кряшенский язык, используя при написании кириллицу. Познания в богословии и библеистике, полученные в духовной академии, помогли ему в составлении терминологии для кряшенских переводов, к тому же Н. И. Ильминский начал привлекать к переводам носителей языков. Так Н. И. Ильминский познакомился с кряшеном Василием Тимофеевым, своим ближайшим сотрудником. Когда начались богослужения, и кряшены услышали на родном языке Слово Божие, церковные молитвы, они всецело уверовали во Христа. В письмах Н. И. Ильминскому сохранились свидетельства, что когда люди в храме впервые слышали чтение Евангелия или песнопения на родном языке, у них невольно наворачивались слезы радости. Проведение богослужений и чтение Священного Писания решительным образом расположили кряшен к православию.

Насколько это актуально сегодня? Языковой барьер среди народов, населяющих Российскую Федерацию, практически отсутствует, и кряшены, казалось бы, вполне могли стать прихожанами русскоязычных общин. Однако, даже воспитанные в русской культурной традиции кряшены, услышав на родном языке Евангелие или придя в храм кряшенской общины, бывают настолько поражены, что их посещают все те же слезы радости и благоговения, что и их благочестивых предков в XIX столетии. Переводы и богослужение на кряшенском языке, безусловно, сохраняют свое миссионерское значение.

Урок 3. Православная вера прививается со школьной скамьи

Ближайший сподвижник Н. И. Ильминского священник Василий Тимофеев организовал у себя дома первую начальную школу для кряшенских детей. Составление программ изучаемых предметов и материальное содержание учебного заведения взял на себя Николай Иванович, школа была частной, но получала поддержку от государства, церковных и светских благотворителей. Важнейшим предметом в этой школе был Закон Божий, сообщавший детям основы православия и историю Церкви Христовой. В учебный процесс были внедрены инновации: обучение велось на родном для детей языке; серьезное значение уделялось изучению русского языка; наравне с мальчиками образование получали и девочки; старшие ученики помогали осваивать дисциплины младшим. Отцу Василию Тимофееву удалось создать теплую семейную атмосферу в своей школе, вместе с учениками они сообща обустраивали школьный быт, вместе ходили на богослужение и приступали к церковным таинствам, во время каникул объезжали кряшенские селения и демонстрировали свои навыки чтения и письма, пели молитвы, приглашали в школу сельских детишек. Воспитанники усваивали грамоту, могли читать и писать как на родном, так и на русском языке, и получали возможность продолжить образование в русских учебных заведениях, но самое главное — они становились по-настоящему верующими христианами. По образцу школы отца Василия Тимофеева стали открываться школы в других селениях, не только кряшенских, но и других народов Среднего Поволжья — чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. Вскоре практически целое поколение народов Казанского края прошло через школы системы Н. И. Ильминского.

Темп и образ современной жизни вынуждают нас уделять все меньше времени на воспитание детей, оставляя этот важнейший процесс на откуп социальным сетям и компьютерным играм. Школа практически лишена воспитательной составляющей и призвана лишь передавать комплекс знаний учащимся. Существует острая необходимость пересмотреть наши взгляды на воспитание молодого поколения, стать для них примером в духовной жизни.

Урок 4. Семинарское образование предоставляет молодым людям возможность получить путевку в жизнь

Здесь мы подразумеваем Казанскую учительскую семинарию Н. И. Ильминского, представлявшую в современном понимании педагогический колледж, и современную Казанскую православную духовную семинарию, высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Выпускники школ системы Н. И. Ильминского имели возможность продолжить образование в учительской семинарии, готовившей педагогов средней школы и предоставлявшей возможность продолжить образование в других учебных заведениях, в том числе в университете, воспитавшей целую плеяду будущих учителей, врачей, военных, ученых, священников. Николай Иванович уделял большое значение воспитательному моменту в обучении своих воспитанников, прививал любовь к храму и молитве. В Казанской учительской семинарии, называемой также инородческой, поскольку 2/3 воспитанников были из народов Среднего Поволжья и других частей многонациональной Российской Империи, получали образование будущие учителя школ системы Н. И. Ильминского и священнослужители национальных миссионерских приходов. Крестьянские юноши получали возможность выехать из деревни и получить уважаемую профессию. Сам Н. И. Ильминский считал, что лучшими священниками и учителями станут выходцы именно из крестьянской среды, как самые трудолюбивые и искренние люди.

Современная Казанская православная духовная семинария предоставляет возможность юношам, в том числе верующим кряшенам, получить богословское и гуманитарное образование и, при соблюдении канонических условий, стать священниками. Все расходы по образовательному процессу и содержанию студентов берет на себя Русская Православная Церковь. Важную роль в духовной семинарии имеет воспитательный процесс, студенты проходят богослужебную, миссионерскую, педагогическую практику. С прошлого учебного года в семинарии открыто Регентско-катехизаторское отделение для девушек. Таким образом, как и во времена Н. И. Ильминского, получить образование и стать священно или церковнослужителями могут выпускники не только городских, но и сельских школ, тем самым получить хорошее образование, влиться в число интеллигенции.

Урок 5. Любой успешный проект подразумевает системный подход

Изучение опыта православной миссии показывает, что самые лучшие результаты достигались тогда, когда организация деятельности миссии проводилась системно и охватывала такие области, как формирование письменности, переводческая, и образовательная деятельность, привлечение местного населения. Н. И. Ильминский создал свою миссионерско-просветительскую систему, опираясь на богатое наследие русского православного миссионерства. Будучи сам склонен к переводческой и педагогической работе, Николая Иванович сумел организовать переводы и издание богослужебной и духовно-нравственной литературы на языки народов Поволжья, открыл первые школы, стал одним из главных инициаторов проведения богослужений на национальных языках. Его широкий кругозор, сердечная доброта и общительность позволили привлечь к делу миссии в Казанском крае не только высоких покровителей и меценатов, но и рядовых тружеников из русских, кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. В миссионерско-просветительской системе Н. И. Ильминского функционировали Братство во имя святителя Гурия Казанского, до двухсот начальных школ, множество миссионерских приходов в епархиях Среднего Поволжья, Переводческая комиссия, Казанская учительская семинария.

Современная кряшенская миссия нуждается в большей системности, выражающейся в слаженной работе исследователей истории и культуры кряшен, издании и распространении духовной литературы, сплоченности кряшенских городских и сельских приходов, активной работе воскресных школ, подготовке абитуриентов для обучения в Казанской православной духовной семинарии.

Урок 6. Кряшенская миссия — общее дело священства, интеллигенции, меценатов

Активизация православной миссии среди кряшен является заботой не только священноначалия, но и кряшенской интеллигенции, меценатов. Лишь общие усилия позволят сохранить и преумножить богатое духовное наследие, взрастить новые поколения кряшен, верных Церкви Христовой и Отечеству, хранящих свою национальную самобытность.

Видя наше усердие, Господь да дарует нам новых Ильминских и Тимофеевых!

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери
Публикации 23 июля 2024
Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани
Публикации 23 июля 2024
Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года
Публикации 16 июля 2024
Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года
Публикации 15 июля 2024
Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.