Икона Божией Матери «Седмиезерная»

9718
Фото

I. История

Вторая по значимости Святыня Казанской земли — образ Пресвятой Богородицы, называемый Смоленской или Седмиезерной связан с тем, что до 1917 года Святыня находилась в Седмиезерной Богородицкой Пустыни, основанной в XVII веке в 17 верстах от Казани при семи озерах (ныне это одно озеро). Сегодня Чудотворная Святыня временно пребывает в Петропавловском Соборе города Казани и доступна для почитания и поклонения.

Объясняется это тем, что Седмиезерная Пустынь, прошедшая через годы поругания и разрушений советского времени, постепенно восстает из небытия. И возвращение чудотворного образа возрожденному монастырю — дело не столь отдаленного будущего.

Образ этот не случайно называют спасителем Казани. Как рассказывает история, во время царствования Алексея Михайловича (середина XVII века) пришел гнев Божий: тлетворные ветры принесли из Московской земли смертоносную язву. Эпидемия чумы свирепствовала в царственном граде Москве. Она стремительно охватила город, не щадя ни старого, ни малого: ни вельмож, ни простолюдинов. Число жертв перевалило за сотни тысяч.

«Помраченный воздух покрывал державный город, как темный покров; монастыри и церкви оставались без пения, большие дома опустели, торговля прекратилась, тела умерших валялись на улицах без погребения, пожираемые псами. Царская семья первых Романовых укрылась от моровой язвы в Калязинском монастыре и проводила там все время в беспрестанных молитвах»1.

Чума достигла и Казани, захватывая по дороге города и селения. Зараза уже в первую неделю наполовину «выкосила» город. В отчаянии (никакие меры не помогали) жители прибегали даже к помощи колдунов, по совету которых массово резали коз, а кровь спускали в реку Казанка. Отсюда происходит и название слободы «Козья» — (ныне станция казанского метро). Предание рассказывает о видении инокини Марфы, по которому город спасет крестный ход с чудотворным образом Богоматери «Смоленская» из Седмиезерной обители. Игумен Иоанно-Предтеченского монастыря был отправлен в Седмиезерную обитель за чудотворной иконой. Образ этот первоначально был принесен в названную пустынь из Великого Устюга основателем ее иноком Евфимием (1615-1646), благословившим ее святой иконою. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь

Седмиезерной иконы Богоматери 13 октября. Подняв благоговейно чудотворный образ, его донесли до Казани и остановились в двух верстах от города на зеленой поляне сосновой рощи — там, где позже был возведен Введенский Кизический монастырь. Народ и духовенство с умилением встретили святую икону Владычицы и благоговейно внесли ее в город. Спустя сутки образ обнесли крутом всей Казани, и зараза прекратилась.

Спустя неделю святой образ Владычицы отправили назад в обитель, и тут же чума вновь заявила о себе. Так происходило не раз. И власти и народ увидели, что Богоматери не угодно покидать город своей святой иконой. Образ Владычицы оставался в Казани. На следующий год зараза вновь открылась, и снова дважды Седмиезерная икона спасала город от гибели.

В память прекращения моровой язвы при казанском митрополите Лаврентии с 1658 года в память спасения города от чумы было установлено ежегодное празднество — крестный ход 26 июня. Заступлением Богоматери граждане Казани избавились и от нашествия чумы 1711 года. Тогда архиепископ Вениамин упреждающе провел крестный ход, и зараза остановилась на подступах к городу.

II. Иконография

При небольших размерах (71,4 х 61,4), как и в свое время подлинник Казанской, Седмиезерная сегодня из-за потемневшей олифы многих «поновлений» не позволяет детально изучить иконографический вид. Детали изображения практически не читаются, хотя угадываются. Без сомнений — это вариант Одигитрии.

Н.П. Кондаков еще сто лет назад писал, что «...Седмиезерная не выделяется из ряда икон подобного типа. Божия Матерь здесь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением...

Подобный тип Одигитрии воспроизводится в нашей Тихвинской иконе Божьей Матери, Седмиезерной и во множестве других икон, начиная с 14 века»2.

Как отмечает О.Е. Этингоф, в типах Одигитрии «...проявилась тема взаимосвязи воплощения и страстей Христа. Эта тема, разработанная в византийской гимнографии, отразилась во многих иконографических типах Богоматери с младенцем...»3.

Исследователь сложения иконографического типа Богоматерь «Седмиезерная» И.Л. Бусева-Давыдова пишет, что еще «Н.П. Лихачев отметил икону «Седмиезерная» особо: «...из многочисленных разновидностей поясного изображения Божией Матери Одигитрии отметим явление, обычно именуемое Седмиезерной Божией Матери, с особым положением руки Богоматери»4. Однако эту особенность еще ранее подметил архиепископ Сергий (Свешников): «...Ладонь правой руки Богоматери обращена к молящемуся, а не к ней самой»5.

Образ Богоматери во всех иконах такого извода, как, например: Одигитрия Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и ряда других отличается от привычных типов Одигитрий, где Богоматерь наглядно демонстрирует подчиненные значения по сравнению с Богомладенцем. Здесь Мария как бы смиренно указывает на рожденного Ей Сына, давая понять, что Она лишь посредник между грешным миром и небесами, и Ей, Богоматери, можно лишь просить о снисхождении, заступничестве за молящегося.

В «Седмиезерной» взгляд Богородицы устремлен вдаль. Она, как бы на мгновение задумалась над судьбой рода человеческого. Десная рука Богоматери осеняет молящихся почти благословенным жестом.

Возникает вопрос: откуда столь необычный иконографический вариант Одигитрии? На этот счет есть разные предположения.

И.Л. Бусева-Давыдова, с ссылкой на ряд исследований, пишет, что «...есть основание утверждать, что требования заказчика играли немаловажную роль в сложении сюжетно-иконографических циклов»6.

Исследования И.Л. Бусевой-Давыдовой в иконографии «Седмиезерной» на сегодняшний день остаются наиболее полными и авторитетными. Она возводит осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери к итальянскому влиянию, исходящему от времени Дж. Беллини (1430-1516) и его современников — итальянских живописцев Д. Гирландайо, Б. Виварини. В их изображениях Мадонн можно видеть осеняющую ладонь Богоматери. «Весьма вероятно, что некая итальянизирующая икона, завезенная в русские пределы самыми разными путями, могла стать образцом для подражания отечественным иконописцам»7. Естественно, не в буквальном смысле, византийские каноны иконописи XI-XII вв. строго соблюдались в Московской Руси. А вот композиционный прием — «осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери» вполне мог быть использован отечественными изографами. Далее. Новый иконографический извод быстро укоренился в русской иконописи XVI века с заметным отходом от цветовых традиций итальянского образца. Прориси иконы «Седмиезерной» не фиксировали традиций цветовых гамм. Лик младенца Христа во многих поздних повторениях все более тяготел к традиционным канонам иконографии Руси. Положение головы младенца Христа, несколько откинутой назад, заменялось прямо личным или даже слегка склоненным.

В ряде повторений иконы даже отличительная особенность — жест руки Богоматери — заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения становился прямым благословением, и, что характерно, не редко двуперстным крестным знамением. Не случайно, что Богоматерь «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Так возник и укрепился в русской культуре XV-XIX веков уникальный иконографический извод, называемый «Богоматерь «Седмиезерная».

III. Вместо эпилога

Остается сожалеть, что вторая по значимости казанская святыня уже скоро как век не имеет своего соборного храма. И Смоленская «Седмиезерная» и Казанская ждут того дня, когда во славе своей обретут свои постоянные обители. Не менее интересна и другая идея: постройка храма Седмиезерной Богоматери на том месте, где она впервые явилась казанцам. Ныне это пустырь в центре парка ДК Химиков Московского района города Казани. Идея эта давняя. Попытка создания храма предпринималась накануне революции 1917 года. Холодная часовня Седмиезерной, существовавшая в Введенском Кизическом монастыре, уже в дореволюционное время не вмещала всех молящихся. Поэтому и был вынесен вопрос о строительстве нового храма со списком с Чудотворной на том месте, где она явилась горожанам. Хочется надеяться, что эта идея найдет понимание, и история все расставит по своим местам.

_____________________________

1. Лаврентий архимандрит. Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пусты­ни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называе­мой «Смоленская» — Казань, 1858.

2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2 — Петроград, 1915, с.211

3. Этингоф О.Е. Образ Богоматери — М., 2000, с. 48-49

4. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображе­ние Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон — СПб., 1911, с. 108-109.

5. Сергий (Спасский) архиепископ. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в 19 в.

6. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М.( 1996, с. 367, 368.

7. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М., 1996, с. 367, 368.

Источник: Раифский Альманах, №1(001), 2011

Новости по теме

В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Петропавловском соборе Казани

26 октября, в праздник Седмиезерной иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл возглавил Литургию в Петропавловском соборе города Казани. Богослужение совершалось перед чудотворным образом Царицы Небесной.

«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»
Публикации 26 октября 2022
«Матерь Божия идет на избавление города из Седмиезерной пустыни»

В царствование царя Алексея Михайловича Романова в 1654 году в Москве началась моровая язва. Очень быстро эпидемия чумы распространилась из Первопрестольного града в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города...

В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери в Петропавловском соборе Казани прошли праздничные богослужения В праздник Седмиезерной иконы Божией Матери в Петропавловском соборе Казани прошли праздничные богослужения

В праздник в честь Седмиезерной иконы Божией Матери, установленный в память избавления Казани от моровой язвы в XVII веке, в Петропавловском соборе города Казани прошли церковные торжества.

«Охваченные житейской чумой, мы вновь молимся перед Седмиезерной иконой Богородицы»
Публикации 9 июля 2022
«Охваченные житейской чумой, мы вновь молимся перед Седмиезерной иконой Богородицы»

Сегодня славный день. Казанская земля никогда не была обделена чудотворными образами Божией Матери, и сегодня, по прошествии небольшого времени, мы вновь собрались в храме, чтобы вспомнить чудотворную Седмиезерную икону Божией Матери.