Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим

7449
Фото

Слово в праздник Воздвижения Креста Господня и 1600-летие Миланскаго эдикта, произнесенное казанским священником Александром Воронцовым 14-го сентября 1913-го года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дивны дела Твои, Господи! Ты смиряешься до смерти крестной — и поражаешь начальника смерти — диавола; древо казни стало древом жизни; орудие мучения претворилось в источник радости; мрачный позор рабов и злодеев стал лучезарной славой царей и святых. «Крест— хранитель всея вселенныя; крест — красота Церкве; крест — царей держава; крест — верных утверждение; крест — Ангелов славами демонов язва» (Светилен Кресту).

Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19); в нем — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Плоть похотливая бежит от страдания; око завистливое отвращается от нищеты; жизнь горделивая не терпит смирения. Крест Христов чужд и тяжел для человека плотского, алчного, надменного; «слово крестное погибающим юродство есть» (1 Кор. 1, 18). И вот, люди мира сего — языческие цари и мудрецы — собирают и напрягают все силы духа тела против служителей Креста — христиан: три века после Христа полны всяческих страданий для верных рабов Его. Темницы, плети, цепи, крючья, ножи, копья, секиры, раскаленное железо, расплавленное олово, смоляные столбы, змеи, тигры, львы, — все против поклонников Креста. Ты христианин? значит, ты преступник. Ты перекрестился? — иди к допросу. Ты воспел славу Христу? — ступай на пытку, — тебя истерзают, — а потом, пожалуй, и вылечат... чтобы терзать снова и по-новому. Ты молишься в храме с братьями по вере? Храм ваш разрушат, а то — и сожгут вместе с вами.

Знамя Креста

Знамя Креста

Но велико слово Божественного Крестоносца: «Созижду церковь мою, — и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Стадо Доброго Пастыря живет по слову апостольскому: «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, — но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4, 8—9). Мучители один за другим сменяются, умирают, — а вера Христова не гибнет, — напротив кровь мучеников становится семенем христиан; древо креста расширяет и возвышает свои ветви.

И вот, за 16 веков до настоящей годины под сень этого древа склоняется державная глава всемирного властителя. Является «в царях Апостол» Господень — великий Константин, — как и великий Павел, он получает призвание не от человеков, но чрез явление Христово (Тропарь на 21 мая; Гал. 1, 11—12). Царь Константин идет с малым воинством против полчищ гонителя Максентия — и вместе с дружиною видит на небесах звездное знамение Креста и лучезарные слова: «Сим побеждай». Видение изумляет и царя, и воинов, — ведь, они еще не христиане, а пока только добрые язычники, — и для них крест еще страшен и непонятен. Но вслед за скипетром Небесного Царя — крестом и Сам Царь небесный в ту же ночь является царю земному; Константин повинуется велению Христа, воздвигает Крест на воинских знаменах — и его силою побеждает тьмочисленных врагов, а вождь их Максентий гибнет в волнах, как древний фараон. Царь победитель воздвигает на стогнах царственного Рима знамение победы— святой Крест и восписует ему хвалу. Так сила Креста побеждает и того, кто ею победил врага. Сбывается вещее слово Исаии: «Придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (Ис. 60, 14).

Об осмысленном несении жизненного креста

Покорный кресту царственный апостол снимает тяжкое трехвековое иго с поклонников креста. Из города Милана раздается по всему царству властное слово правды и милости к христианам: теперь они — не бесправные преступники, а полноправные граждане, не узники, а свободные, — могут безопасно веровать и молиться по закону христианскому, в их веру может безбоязненно перейти всякий, им возвращены отнятые храмы. По слову Константина рабы Христовы радостно восклицают: «Пастыри наши! без страха пребывайте в молитве и служении слова: вас не изранят, не положат в темницу на острые камни, как святого Лукиана — не бросят зверям, как святого Игнатия Богоносца. Мать — христианка! славь Господа во всеуслышание вместе с чадами своими: тебе с ними не грозит лютая мука святой Софии с дочерями. Храбрый воин! смело воздавай Кесарево — Кесарю, а Божие — Богу (Мф. 22, 21): тебя не ожидает земной удел святого Георгия Победоносца — железо, тяжелый камень, острое колесо, жгучая известь, раскаленные сапоги, воловьи жилы, острый мечь. Юноши и девы, старцы с юношами, да восхвалят имя Господне (Псал. 148, 13). При гонителях Церковь распиналась и погребалась со Христом; при Константине еще здесь на земле исполнилась речь апостола: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2,11—12).

Да будет же отныне и во веки слава, благодарение и поклонение Распятому Начальнику жизни и святому равноапостольному царю Константину за торжествуемое ныне земное воскресение многострадального великого тела Христова — Церкви вселенской!

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресение Твое славим! Аминь.

Новости по теме

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

Почему мы прославляем Крест?
Публикации 28 марта 2025
Почему мы прославляем Крест?

Распятие на кресте в Римской империи было одной из самых позорных и самых мучительных казней, на которую обрекали отъявленных разбойников. Крестные страдания, которые претерпел Спаситель, были не только физическими.

Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?
Публикации 12 марта 2025
Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?

Иногда люди путают и неряшливо смешивают такие понятия как религиозный фанатизм и ревность о Боге. Это, конечно, не верно.

Чудесная помощь Матронушки
Публикации 8 марта 2025
Чудесная помощь Матронушки

Истории прихожан казанских храмов о чудесах, явленных по молитвам блаженной Матроне Московской