Прямая речь

«Будем стремиться встать к Богу лицом к лицу, установить с Ним личные отношения»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Виталий ГАРАБОВ
«Будем стремиться встать к Богу лицом к лицу, установить с Ним личные отношения»


Об исцелении Иисусом Христом кровоточивой женщины

В сегодняшнем евангельском чтении описываются два чуда, совершенные Спасителем. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

О первом чуде давайте поговорим подробнее. После того, как оно совершилось, между Христом и исцелённой женщиной состоялся короткий диалог, в котором Спаситель сказал: «Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя». Вроде бы всё в этих словах ясно и понятно. Господь отметил её веру. Однако давайте всё же порассуждаем, что это была за вера и в какой момент она зародилась у этой женщины.

В тот ли момент, когда она пробиралась сквозь толпу, чтобы прикоснуться к краю Его ризы? Нет. Прикоснуться к Нему она искала без надлежащей веры. Ведь, как было замечено евангелистом, она на тот момент уже обращалась ко многим врачам и целителям и даже истратила на них всё своё имение. Обращалась к одному врачу, другому, третьему; наверняка обращалась и к магам, колдунам... Всё перепробовала, но никто не помог и ничто не помогло ей в её болезни.

И когда до неё дошла весть о Каком-то новом Чудотворце, она привычно решает обратиться и к Нему, как к очередному знахарю, которых уже повидала немало. Она вошла в толпу с надеждой «на авось». Но чудо произошло. Что же происходит сразу после этого? Она-то думала, что вот сейчас она втихаря прикоснётся и спокойно пойдёт восвояси. Но Господь вдруг громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне? «Затем уже утвердительно заявляет, что прикоснулся некто, и что Он почувствовал силу, от Него исшедшую. И тут, внимание, происходит второе чудо, чудо не менее важное: что-то очень серьёзное и решающее происходит в душе этой женщины. Слова Христа были ведь адресованы не толпе, Его окружавшей и не Петру, они были адресованы в большей степени именно ей. Этими словами Господь убедил её в реальности силы Божией, а также в том, что перед нею не простой человек, а Некто гораздо Больший.

Вместо того, чтобы тихонько скрыться в толпе или убежать, она оборачивается, подходит к Спасителю, подходит, как подчёркивает евангелие, с трепетом. С трепетом, потому что сознаёт, что нарушила закон Моисеев, потому что не должна была в состоянии нечистоты входить в толпу людей. Предстаёт перед Его лицом и открыто сознаётся во всём. Господь отвечает ей: «Дерзай дщерь!» Что значит дерзай? Значит «Не бойся». А ей было чего бояться, и она ожидала от Христа услышать слово осуждения за то, что вошла в толпу в таком состоянии. И далее: «Вера твоя спасла тебя». Так в чём была её вера? Не в том, что она до этого протискивалась сквозь толпу, желая к Нему прикоснуться. А в том, что не убежала и не скрылась сразу прикосновения, а, услышав Божий призыв, не утаилась, а ответила на него. Нашла в себе силы предстать перед Богом. Ведь по сути, могла бы испугаться и не сознаться, сказать: «Нет, это не я». Но она поняла, что перед ней не простой целитель, не простой маг, каких она видала уже тысячи, и из которых ни один не смог ей помочь, а Некто гораздо Больший.

Давайте посмотрим на эту ситуацию ещё и под таким углом. Вот есть животные и есть человек. Чем человек внешне отличается от животного? Первое, что бросается в глаза, - человек прямоходячий, ходит на двух ногах, его туловище имеет вертикальное положение. Животное ходит на четырёх, и тело имеет горизонтальное положение. Святые отцы данный факт толкуют так: Господь так устроил не случайно. У животного тело горизонтальное, потому что живёт оно только в материальной стихии, в горизонтальном земном измерении. Человек же живёт одновременно в двух мирах, он принадлежит наполовину материальному миру, а наполовину миру духовному. У человека есть бессмертная душа, принадлежащая миру горнему. У него есть вертикальное, духовное измерение жизни. Вот поэтому тело человека направлено вертикально, вверх к Богу. Именно к Богу мы должны стремиться в первую очередь.

Вернёмся к нашей женщине. Она протискивалась к Спасителю в толпе, желая лишь прикоснуться к краю Его ризы и получить только телесное исцеление, то есть стремясь к материальному и не помышляя ни о чём духовном. Не желая заполучить внимание Этого Чудотворца, не желая встретиться с Ним глазами, не желая никакого личного общения с Ним. А лишь украдкой получить дар Божий и тихонько скрыться. Да и протискивалась она скорее всего, нагнувшись, чтобы быть, по возможности, наименее замеченной окружающими, а может, и вовсе на четвереньках, то есть в буквальном смысле как животное.

Но, вот, совершив чудо, Господь тут же её окликает. Призывает к личному общению с Ним. И Она отвечает на Божий призыв, поднимается, выпрямляется, из животного превращается в человека, её глаза встречаютя с глазами Самого Сына Божия. Затем, как сказано, она снова падает к ногам Его, падает к земле, но уже не как животное, а как человек, познавший Бога, из чувства благоговения ко святыне и покаяния. И Господь творит ей вторую милость, большую первой: не порицает её, как того следовало бы ожидать, а ободряет и похваляет её веру. Господь, можно сказать, поднимает её до человеческого достоинства.

И мы, современные люди, часто уподобляемся кровоточивой женщине, но не в хорошем, а в плохом смысле. Что я имею в виду? Мы зачастую приближаемся к Богу, желая получить от Него только земные блага: здоровье, успех в делах. Мы стремимся только лишь, образно говоря, прикоснуться к краю ризы Спасителя, подходим к Богу как бы на четвереньках, как животное, думающее только о материальном. Далеко не всегда стремясь встать к Богу лицом к лицу, установить с Ним личные отношения.

Вот например, заходит в храм человек, ну может, не особо ревностный прихожанин, а скорее, «захожанин», подходит к церковной лавке. Подходит к ней как к некоему бюро по оказанию религиозных услуг. И спрашивает что-то вроде этого: «А какая икона помогает от того, а какая от этого?»; «А какая икона сильнее действует?»; Или: «Дайте мне что-нибудь для защиты дома. Была у меня подкова над входом, но вроде плохо помогает. А у вас вроде какая-то икона есть, которую положено вешать над входом». Или спрашивают ещё что-нибудь «для защиты» или «для успеха». То есть относятся к церкви как к бюро по предоставлению тех или иных вполне земных услуг.

Я не скажу, что всё это неважно. Может быть и важно. Бывает, что действительно, какой-нибудь поясок с текстом «Живый в помощи Вышняго» реально спасал и от пуль и от иных опасностей и от самой смерти. Просто говорю о том, что должно быть у нас в приоритете. В приоритете должно быть живое общение с Живым Богом, выстраивание личностных с Ним отношений. Очень важно, удостоившись от Бога материальной милости и затем будучи позванным Им, ответить на Божий призыв, не скрыться, не стушеваться, а сказать: «Вот я, Господи!» Чтобы и нам Господь ответил: «Дерзай, вера твоя спасла тебя!»

Теги:
Исцеление кровоточивой женщины
Бог и человек
духовная жизнь
Евангелие
проповеди

Все публикации