Один господин перед путешествием в дальнюю страну дал своим рабам таланты. Одному — пять, другому — два, а третьему — один. Талант — это крупная денежная единица в Древнем мире. Первые два раба употребили таланты в дело и получили прибыль, а последний закопал свой талант в землю.
По возвращении из путешествия господин потребовал у своих рабов отчет. Получивший пять талантов сообщил, что удвоил свое состояние. То же сказал раб, получивший два таланта. А третий сказал своему господину: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25:24-25).
Казалось бы, господин просто вернул свое. У него не было каких-то потерь, так как раб сохранил данное ему. Но господин приказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:28-30). Почему же господин так поступил?
Притча о талантах — это намек каждому православному христианину на то, что ему нужно много трудиться на ниве Божией. Намек на то, что нужно приумножать имеющееся, а не просто хранить его. Напомню, что Господь называл Своих учеников «светом мира» (Мф. 5:14). Каждый христианин должен приумножать свои духовные богатства, должен подниматься по лестнице духовного развития, а не стоять на месте и не закапывать талант в землю.
Пожалуй, главной мечтой современного человека является желание быть как все. В Священном Писании сказано: «Ты тепл, а не горяч и не холоден» (Откр. 3:16). «Хочу быть как все» — это форма самооправдания. Раз вся серая масса не посещает храм, то и я не буду. Многие состоят в незарегистрированном браке — я и буду состоять. Все воруют — и я буду воровать.
Но мы — не все. Христианин идет против течения, если оно ведет ко греху. Христианин помнит Священное Писание: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48). Нам много дано, дорогие братья и сестры. И это означает, что Господь с нас спросит особо. Спросит, как мы приумножили Его дары.
Поэтому помните, что наши задачи — приумножение духовных дарований и использование их на благо Церкви и всего общества.