Проповедь настоятеля Духосошественской церкви города Казани протоиерея Алексия Чубакова в Неделю жен-мироносиц
Сегодня, в воскресный день, когда мы вспоминаем жён-мироносиц, я хотел бы рассказать историю, которую услышал от одного из иерархов Русской Православной Церкви, давно совершающего своё пастырское служение. Он вспоминал, как в советские годы по благословению Священноначалия часто ездил в заграничные командировки. Однажды на приёме к нему обратился пожилой иностранный дипломат: «Владыка, я слышал, что в Советском Союзе в храмы ходят только бабушки. Я думаю, что через несколько лет ваша Церковь умрёт, потому что умрут и все ваши бабушки». На это митрополит ответил: «Наши бабушки бессмертны».
Действительно, наши бабушки бессмертны. Прошло более 50-ти лет с тех пор, как один из деятелей Советского Союза вещал, что через несколько лет последнего попа покажут по телевизору. Истлели кости его, а наши бабушки бессмертны, наши жёны-мироносицы, наши белые платочки, которые сохранили Церковь Православную, живут.
Подумать только: ранним утром во едину от суббот несколько трясущихся от страха и горя женщин, взяв миро в глиняных кувшинах, шли к мрачной пещере, чтобы помазать тело своего возлюбленного Учителя. Именно они стали первыми свидетелями вести, которую поведал ангел — вести о Воскресении Христовом. Прошло почти 2000 лет, а память об этих женщинах-мироносицах жива, жива в Церкви, которую основали и они — со своим страхом, своей боязнью, но и со своей любовью к Божественному Учителю. Церковь молится жёнам-мироносицам и называет их так, потому что они принесли ко гробу Спасителя не только миро, но и свои души и боголюбивые сердца.
Почему же именно те жёны стали первыми свидетельницами и благовестниками Воскресения Христова? Почему не мужественные воины, не апостолы, не пророки, глаголом жгущие сердца людей, первыми поведали о Воскресении? Да потому что действительно вместе с миром в скудельных сосудах эти жёны принесли ко гробу свои души и сердца. Именно их любовью и зарождалась Церковь Христова.
Как и 2000 лет назад, наши бессмертные бабушки, современные жёны-мироносицы несли своё служение и в советские годы — в то время, когда всего три архиерея оставались на свободе, а остальные находились в заключении или были расстреляны. Всего 50 или 60 храмов по всей территории Советского Союза тогда оставались открытыми. Эти жёны-мироносицы боялись, но шли в храмы и несли с собой — не миро, но несколько картофелин, буханку хлеба, пару яиц. Несли, чтобы их любимый священник, настоятель прихода мог прокормить свою семью. Они понимали, что могут пострадать от властей за эти подаяния, но несли в храмы то, чем были богаты, чтобы Благая весть о Воскресшем Христе не утихала.
И сегодня наши бессмертные бабушки, наши жёны-мироносицы несут своё служение — на клиросах, в свечных лавках и у подсвечников. Но главное их служение совершается в глубине сердца. Служение они совершают и в кельях, когда молятся за своих нерадивых детей и внуков. Их молитвами и поныне живёт Церковь и все мы.
Возлюбленные наши сестры! Хочу поздравить вас с этим великим праздником, с православным женским днём, и поблагодарить за то, что вы избрали благую часть служения Церкви и Богу. Хочу поблагодарить и за то, что вы избрали путь Христа, Который не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).