Слово благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в Неделя 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении
Сегодня, в воскресный день после праздника Богоявления, нашему вниманию было предложено Евангельское повествование, как крестившийся Христос после 40-дневного поста в пустыне вернулся в свой город Назарет (Мф. 4:12-17). В Назарете Он услышал, что Иоанн Креститель взят под стражу царём Иродом. Тогда Господь вместе со Своей семьёй — с Пресвятой Богородицей — переселяется в город Капернаум на берегу Тивериадского озера или Геннисаретского, как оно называется в Священном Писании.
В этом Евангельском отрывке звучат слова пророка Исайи: народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Мы с вами помним советское атеистическое время. Во время учебы в семинарии мне попалась листовка 60-х годов, в которой рассказывалось о крещенской воде. Учительница объясняла, что эта святыня есть не что иное как вода, которой погружённый серебряный крест «передал ионы серебра», и такая вода долгое время не портится, потому что её «сохраняют» эти ионы. Вспоминается и задача, которая в то время ходила в церковных кругах: «Назовите количество ионов серебра, которые содержатся в литре крещенской воды, при условии, что освящение происходило на реке, скорость течения 5 км/ч, а крест, который погружает батюшка в воду, деревянный».
О Крещенской святой воде
Не ионами серебра сохраняется вода, а силой Святого Духа. Почему слова пророка Исайи о людях, сидящих во тьме, вспоминаются сегодня? Вопрос, который чаще всего слышат священники в эти дни, следующий: «Батюшка, чем отличается вода крещенская от богоявленской?» И если скажешь человеку, что разницы никакой нет, что Крещение и Богоявление — названия одного и того же праздника, что в Крещенский сочельник и в праздник Богоявления вода освящается одним и тем же чином, — просто в силу того, что церковный день начинается с вечера, — не хотят тебе верить, ищут разницу между водами. 30 лет прошло, как у нас появилась возможность свободно ходить в храм, читать Святых Отцов, посещать образовательные православные курсы. Есть православные сайты со многим полезным для ума и сердца. Но мы остаёмся людьми, сидящими во тьме.
Люди, которые приходили к Иоанну Крестителю на берег Иордана, спрашивали его, что им делать. И слышали ответ пророка Божьего: «Покайтесь». Покаяние — это не посыпание главы пеплом, не биение себя в грудь, а изменение самого себя. Само слово «покаяние», «метанойя» по-гречески, означает «изменение ума», то есть изменение образа мыслей, а соответственно и образа жизни. Поэтому нам не достаточно просто радоваться тому, что мы принадлежим к великой православной культуре — надо сделать что-то с собой, изменить себя, свой ум и сердце, саму свою жизнь. И, может быть, тогда мы услышим призыв пророка Иоанна, начнём понимать, что крещенская вода — это икона жизни вечной. Если мы будем благоговейно прикасаться к этой святыне, если будем стремиться к стяжанию благодати Святого Духа, то станем причастниками жизни вечной.
Всех вас, возлюбленные, поздравляю с воскресным днём! И дай Бог нам из народа, сидящего во тьме, превратиться в тех, кто увидел свет великий. Аминь.