Ум питает нашу душу тем, чем сам питается

2828
Фото

Слово благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в евангельском повествовании мы слышали слова Спасителя: «если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло». И действительно, для того, чтобы нам жить в этом мире, ориентироваться в нем, наши глаза должны быть чистыми. Ведь тогда наше ориентирование в этом мире не будет страдать, тогда мы сможем заниматься трудом, мы сможем заниматься любым видом деятельности, потому что наши глаза будут правильно нас ориентировать. Но святые отцы толкуют это евангельское место так: оком имей на виду ум, как око нашей души. Действительно, для того, чтобы двигаться в мире физическом Господь дал нам физическое зрение. Для того, чтобы ориентироваться в мире духовном нам необходимо особое око. И мы с вами знаем такое выражение, такое слово, как «умозрение». Действительно, ум является зрительным органом нашей души. И от того, насколько наш ум чист, зависит, насколько правильно мы ориентируемся в духовном мире. Мы постоянно с вами получаем информацию извне. И от того, как ум способен отсеивать эту информацию, насколько наш ум способен правильно ориентироваться в мире, в море этой информации, зависит, в каком направлении мы двигаемся по пути нашей духовной жизни. 

Не зря святитель Игнатий говорит, что будь внимателен, потому что со всякой злобой и злобной мыслью неукоснительно соприсутствует дух лукавствия, то есть не каждая мысль, которая посещает нас — есть мысль благая. И для того, чтобы нам правильно ориентироваться в мире духовном, нам необходимо свои мысли назидать на чем-то незыблемом, на чем-то чистом и истинном. Таким основанием для нас может быть Священное Писание, труды святых отцов, жития святых угодников Божиих. Но лукавый прекрасно знает, что человек для того, чтобы ориентироваться в духовном мире пользуется информацией, постоянно подсовывает нам информацию ложную. Мы с вами знаем, к чему приводит неумение распознавать истинную информацию от ложной: перед нами пример нацистской Германии, а также и то, что в ХХ веке произошло и с нашем государством, и с теми людьми, которые основывались на ложных принципах и на ложных идеях. Это значит, что получая информацию извне, мы должны быть очень внимательны. Святые отцы говорят: для того, чтобы нам правильно фильтровать эту информацию, мы должны быть очень внимательны к духовной жизни. Старец Паисий Святогорец говорит о том, что ум есть эконом нашей души. Ум питает нашу душу тем, чем сам питается. Какой информацией питается наш ум, такой же информацией и питает ум нашу душу, а от этого зависит вся наша жизнь. И если наш ум питается информацией из неправильных книг, из книг лукавых, книг, которые ведут к заблуждению, соблазну, если наш ум питается информацией из журналов, телевизионных новостей, которые все чаще говорят, что сменилась некая парадигма духовных ценностей, что брак в нашем привычном понимании союза между мужчиной и женщиной есть понятие устаревшее, что целомудрие — это пережиток прошлого, то явным образом мы можем даже не усвоить эту информацию, но где то в подсознании она у нас остается. И в тот момент, когда нам необходимо будет сделать некий жизненный выбор, она всплывает совершенно неожиданно. Очень часто бывает так, что человек совершил преступление, и мы говорим: как он мог? — такой хороший был человек, никогда бы мы такого про него не подумали. Но ведь на самом деле происходит то, что та информация, которую он получал некогда, таилась где-то в глубине его сердца, и в тот момент, когда ему было нужно было сделать какой-то выбор, она всплыла и помешала ему сделать правильно. Также и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, должны ограждать свой ум от той информации, которая может помешать нам двигаться по пути спасения. Поэтому очень важно, какую информацию мы получаем, из каких источников. Ведь очень важно питать нашу душу той пищей, которая очищена светом истинным — Божественным Писанием. Истина может быть только во Христе, и мы с вами помним слова Евангелия, которые говорит Сам Господь: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». И другой истинны на самом деле быть не может. 

Давайте будем со вниманием и строгостью относиться к той информации, которую мы получаем, которой питаем нашу душу через наш ум. Дай Бог, чтобы наш ум был способен правильно ориентироваться в море этой информации и брать для души только полезное и спасительное, тогда мы будем правильно ориентироваться и двигаться на пути спасения к тихой пристани Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, в евангельском повествовании мы слышали слова Спасителя: «если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло». И действительно, для того, чтобы нам жить в этом мире, ориентироваться в нем, наши глаза должны быть чистыми. Ведь тогда наше ориентирование в этом мире не будет страдать, тогда мы сможем заниматься трудом, мы сможем заниматься любым видом деятельности, потому что наши глаза будут правильно нас ориентировать. Но святые отцы толкуют это евангельское место так: оком имей на виду ум, как око нашей души. Действительно, для того, чтобы двигаться в мире физическом Господь дал нам физическое зрение. Для того, чтобы ориентироваться в мире духовном нам необходимо особое око. И мы с вами знаем такое выражение, такое слово, как «умозрение». Действительно, ум является зрительным органом нашей души. И от того, насколько наш ум чист, зависит, насколько правильно мы ориентируемся в духовном мире. Мы постоянно с вами получаем информацию извне. И от того, как ум способен отсеивать эту информацию, насколько наш ум способен правильно ориентироваться в мире, в море этой информации, зависит, в каком направлении мы двигаемся по пути нашей духовной жизни. 

Не зря святитель Игнатий говорит, что будь внимателен, потому что со всякой злобой и злобной мыслью неукоснительно соприсутствует дух лукавствия, то есть не каждая мысль, которая посещает нас — есть мысль благая. И для того, чтобы нам правильно ориентироваться в мире духовном, нам необходимо свои мысли назидать на чем-то незыблемом, на чем-то чистом и истинном. Таким основанием для нас может быть Священное Писание, труды святых отцов, жития святых угодников Божиих. Но лукавый прекрасно знает, что человек для того, чтобы ориентироваться в духовном мире пользуется информацией, постоянно подсовывает нам информацию ложную. Мы с вами знаем, к чему приводит неумение распознавать истинную информацию от ложной: перед нами пример нацистской Германии, а также и то, что в ХХ веке произошло и с нашем государством, и с теми людьми, которые основывались на ложных принципах и на ложных идеях. Это значит, что получая информацию извне, мы должны быть очень внимательны. Святые отцы говорят: для того, чтобы нам правильно фильтровать эту информацию, мы должны быть очень внимательны к духовной жизни. Старец Паисий Святогорец говорит о том, что ум есть эконом нашей души. Ум питает нашу душу тем, чем сам питается. Какой информацией питается наш ум, такой же информацией и питает ум нашу душу, а от этого зависит вся наша жизнь. И если наш ум питается информацией из неправильных книг, из книг лукавых, книг, которые ведут к заблуждению, соблазну, если наш ум питается информацией из журналов, телевизионных новостей, которые все чаще говорят, что сменилась некая парадигма духовных ценностей, что брак в нашем привычном понимании союза между мужчиной и женщиной есть понятие устаревшее, что целомудрие — это пережиток прошлого, то явным образом мы можем даже не усвоить эту информацию, но где то в подсознании она у нас остается. И в тот момент, когда нам необходимо будет сделать некий жизненный выбор, она всплывает совершенно неожиданно. Очень часто бывает так, что человек совершил преступление, и мы говорим: как он мог? — такой хороший был человек, никогда бы мы такого про него не подумали. Но ведь на самом деле происходит то, что та информация, которую он получал некогда, таилась где-то в глубине его сердца, и в тот момент, когда ему было нужно было сделать какой-то выбор, она всплыла и помешала ему сделать правильно. Также и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, должны ограждать свой ум от той информации, которая может помешать нам двигаться по пути спасения. Поэтому очень важно, какую информацию мы получаем, из каких источников. Ведь очень важно питать нашу душу той пищей, которая очищена светом истинным — Божественным Писанием. Истина может быть только во Христе, и мы с вами помним слова Евангелия, которые говорит Сам Господь: «Я есть Путь и Истина и Жизнь». И другой истинны на самом деле быть не может. 

Давайте будем со вниманием и строгостью относиться к той информации, которую мы получаем, которой питаем нашу душу через наш ум. Дай Бог, чтобы наш ум был способен правильно ориентироваться в море этой информации и брать для души только полезное и спасительное, тогда мы будем правильно ориентироваться и двигаться на пути спасения к тихой пристани Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»