28 ноября — начало Рождественского поста
Слово клирика Свято-Авраамиевского храма г. Болгар иерея Сергия карпухина в день начала Рождественского поста.
Из Евангелия мы знаем, что Христос Сам указал на необходимость поста, воздерживаясь в пустыне от пищи в течение сорока дней. Русская Православная Церковь установила четыре многодневных поста и два однодневных — в среду и пятницу.
Некоторые люди считают, что они живут, как подобает православным, и поэтому могут обходиться без поста. Но давайте обратимся к Евангелию.
Когда ко Христу привели бесноватого отрока, которого не смогли исцелить апостолы, Господь изгнал из него беса. На вопрос апостолов, почему же они не смогли этого сделать, Он ответил: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Для кого-то это звучит банально. Ну что тут можно сказать: молитесь да поститесь. Пост — это одно из основных деланий. Это духовная гимнастика для православного человека.
Есть уставы поста. Придерживаться их — это идеальный вариант. Сравним со школой. Мы же не заставляем первоклассника решать логарифмические уравнения, а начинаем с азов. Также и в духовной практике — пост индивидуален для каждого человека. Хорошо бы посоветоваться с духовником и попросить благословение на пост. Если человек только начал жить, как подобает православному, и хочет соблюсти всё — от «а» до «я», то он возлагает на себя бремена неудобоносимые, и в итоге может сломаться. Поэтому здесь необходимо духовное водительство. Нужно обговорить с духовником свою меру поста, а затем, получив благословение, приступить к его соблюдению.
Важно помнить, что пост заключается не в отказе от определённой пищи. В первую очередь пост — это духовный труд, закаляющий душу. Это может быть и усиление молитвенного правила, и доброе отношение к тем, кто рядом с нами. Всё это помогает совершать духовный подвиг. Помогает идти дальше путём совершенствования, показывая окружающим дорогу к Богу.
Многие люди, находящиеся вне Церкви, говорят: «Что толку-то: постятся, молятся, а сами ругаются». Некоторым кажется, что пост — это когда что-то можно есть, а что-то — нельзя. Но дело заключается не в еде, а в наших делах. Господь, как мы знаем из Евангелия, не будет спрашивать: «Ты ел в пост курицу или морских гадов?» Нет, Господь будет спрашивать, приютили ли мы бездомного, накормили ли мы алчущего. По нашим делам Он будет судить нас.
Случаются и крайности. Некоторые уповают только на человеческие силы. Они считают, что нужно строго соблюдать пост, читать духовную литературу во время поста, чтобы преображаться, так сказать, потихоньку. А к концу поста они уже будут подготовлены на сто процентов, и пойдут на исповедь и причастие. Другие, обуреваемые ленью, наоборот, уповают только на Господа. Такие говорят: «Я не буду трудиться — Господь спасёт. Ну что я могу сделать, такой грешный и немощный?» Но Господь говорит: «… царствие Божие нудится» (Мф. 11:12). Это значит, что оно зарабатывается трудом. А для этого нужны свободная воля, человеческий труд и помощь Бога. Когда всё эти факторы наличествуют, тогда пост приносит плоды.
Помоги всем, милостивый Господи, с пользой для души пройти благодатное время поста.