Начало обращения ко Христу на Казанской земле положила Божия Матерь через явление Её чудодейственного образа

3709
Фото

Слово протоиерея Владимира Головина в день празднования явления иконы Божией Матери во граде Казани.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С праздником!

В Казани отметили 435-летие со дня явления иконы Божией Матери

Сегодня вся полнота Русской Православной Церкви празднует день явления Казанской иконы Божией Матери. Мы же, стоящие сегодня на казанской земле, сопереживаем этот праздник сугубо — как наш особый, именно наш праздник. Именно здесь в середине XVI века в Казани этот образ явлен был Самим Господом.

Само явление этого образа произошло не совсем обычным образом. Некой девочке, именем Матрона, во сне являлась Богоматерь, говоря, чтобы Её икону чудотворную взяли из земли и показывала, где это место. Та рассказала своей матери и обе они пошли воеводе и митрополиту казанскому говорить об этом видении. На них посмотрели, как на двух замолившихся, пришедших со снами какими-то. В общем, никому это не было нужно.

Что было дальше? А дальше Божия Матерь являлась во сне уже матери этой Матроны и требовала, чтоб икону взяли из земли и побудила эту женщину и та, взяв заступ и лопату, пошла (это место было после пожара пустое) и стала копать. Вскоре она наткнулась на икону Божией Матери. Понятно потрясение этой женщины и её дочери, бывшей при этом. Мгновенно слух распространился по Казани и народ повалил к этому месту. Первый, кто взял икону из рук этих женщин, это был священник ближайшей церкви — будущий Патриарх Московский Ермоген. Он взял эту икону, принёс в свою церковь и отслужил первый молебен перед нею и люди стали прикладываться к святыне и в этот момент прозрел слепой. Потом стали происходить иные исцеления, подтянулись с покаянием воевода и митрополит, прося у Божией Матери прощения за своё неверие. А потом стало происходить то, ради чего произошло это потрясающее событие. А именно: массовое обращение в христианство язычников и мусульман.

Казанские земли были присоединены к московскому царству совсем недавно. Здесь господствовали воинственный ислам и язычество, которого придерживались чуваши, марийцы, мордва, удмурты. Они были совершенно глухи к Богу Истинному. Почему? Это легко объяснимо. Эти язычники и мусульмане говорили православным проповедникам: «Вы нас зовёте ко Христу. Покажите нам, как вы живёте с Богом сами». Но те молчали стыдливо и вся проповедь на этом заканчивалась.

А тут стали происходить исцеления. Первым прозрел слепой. Нужно помнить, что мы живём сейчас в квартирах, домах с удобствами. Тогда было не так. Отапливались и готовили с помощью печей, по чёрному. Вместо электричества — лучина, масляная лампа. Всё это давало в избах копоть и сажу. Многие страдали глазными болезнями от этого чада. И когда начались исцеления и первым исцелился слепой, слух прошёл с такой молниеносной скоростью, что многие язычники и мусульмане потащили своих детей с больными глазами, сами пошли к иконе Божией Матери. Язычники — люди своеобразные, им Бог нужен только для исполнения определённых пожеланий. Как и нам сейчас, что свидетельствует о том, что мы тоже новые язычники. Мы к Богу относимся потребительски, Он нам нужен только, чтоб что-нибудь от Него урвать для себя. Например, здоровье. Какие-то проблемы решить. А по-серьёзному Бога любить — это не для нас, этого мы не понимаем.

И потому язычники того времени кучей потянулись к чудотворной иконе. Будучи некрещёными, они подходили и искренне просили у Божией Матери, не понимая, кого просят и чего просят, но просили исцеления и Господь, по молитвам Богоматери, эти исцеления совершал.

Тогда уже по-другому стали слушать проповеди о Христе. Смотреть не на поповскую жизнь, не на жизнь христиан, которые больше позорят Бога, чем прославляют Его, а на силу Бога, которая действует в Церкви. И это заставляло многих принимать крещение, переходя из язычества и ислама. Процесс крещения в казанской земле пошёл. Это стало возможным, благодаря явлению чудотворной иконы, стало совершаться спасение душ сотен и тысяч, десятков тысяч, а если говорить последующем времени, то и миллионов людей.

И сейчас мы с вами, живя на Средней Волге, говорим что мордва, чуваши, удмурты, марийцы своей основной массой ныне православные христиане. А начало их обращения ко Христу положил не земной человек, а Божия Матерь через явление Её чудодейственного образа.

435-летие Казанской иконы: какие чудеса совершает образ в наши дни?

Это было потрясением для всего края. А, впоследствии, и для всей Русской земли. Священник, первым взявший в руки эту икону, стал потом Патриархом Московским Ермогеном и, когда в начале XVII века разразилось так называемое Смутное время, он — свидетель чудес от этой иконы — своим посланием поднял Русь на борьбу с интервентами. Которые стремились не только тело, но и душу поработить наших предков через насилие католичества над нами. Он призвал вместо знамени в войсках Минина и Пожарского поднять этот чудотворный образ, и с нею идти на врага. Она явилась живым знамением и свидетельством присутствия Богоматери. Та, Которая могла исцелять, может исцелить и весь народ и страну от вражия нашествия. Из истории мы с вами знаем, что лихолетие закончилось, Россия обновилась и стала подниматься с колен и становиться тем, что мы сейчас называем мировой державой.

Если вспомнить царя Петра I, то этот полубезбожник европейский, когда потерпел немало позора в Северной войне от Карла XII, помянул веру предков и призвал к своим полкам чудотворный Казанский образ Богоматери. 9 мая под Полтавой на редутах этот образ святой стоял. Мы помним, чем закончилась Полтавская битва. Неувядаемой славой покрыли себя наши предки, которые с надеждой на Бога победили врага.

И, если вспомнить дальнейшую жизнь этого первого императора России, то, когда он основал в болотах Невы новую столицу — Петербург, положив в основание первого здания — храма — камни, на которые поставил мощи Александра Невского и чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Если уж его пробила сила молитв Божией Матери, что говорить тогда о тех миллионах наших предков, которые, видя явные чудеса милости Божией, явную силу Пресвятой Богородицы, обращались и сами к Богу, массами принимая крещение.

И это явление иконы Богоматери, потрясающее изобилие чудес от которого изливалось, стало толчком к тому, что после Казани наши предки двинулись к Уралу, в Сибирь, на Дальний Восток и дошли до границ Тихого океана, перейдя затем его и дойдя до Аляски и Калифорнии. И везде несли с собою проповедь о живом Боге и о жизни во Христе. И толчком этого движения, этого явления, этого потрясающего всемирного чуда стал день явления Казанской иконы Божией Матери.

Вспомним этот поход наших предков от Казани до Тихого океана. 70 лет понадобилось всего-навсего, чтоб дойти до границ Тихого океана. Многие народы добровольно входили в состав нашего государства и, принимая культуру нашего народа, принимали самое главное, самое ценное — не русскую, но Христову веру, обретая вечное спасение.

Вспомним, как американцы от Атлантики к Тихому океану шли, а это почти такое же расстояние от Урала до Тихого океана. Сибирь только была непролазной и шли 70 лет, а там — ровные равнины прерии и шли 200 лет, истребляя индейское население на корню, никого не просветив, всех истребив.

Вот, мои дорогие, какая глубинная разница. Одно дело — человеческое. Другое дело — под покровом Богоматери водительство ко спасению. Глубиннейшая разница.

Нам с вами сегодняшний праздник показывает, что мы — наследники веры, традиций, жизни и подвигов каких предков. Сегодняшний день нам показывает не просто наше прошлое, он открывает нам наше настоящее, какими мы должны быть в дне сегодняшнем. И сегодняшний день нам указывает, что нам делать завтра. Сегодня Божия Матерь через чтимый Свой образ напоминает нам, что мы с вами призваны быть равноапостолами, несущими свет правды Божией. Главная наша сегодняшняя молитва — это молитва Божией Матери о том, чтобы она укрепила каждого из нас, в целом весь наш народ в своём высоком духовном вневременном призвании быть маяком, светильником, апостолом для иных. В этом и будем просить укрепления нас Господа ради молитв Пресвятой Богородицы. С праздником всех!

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Казанская икона Божией Матери. Обретение
Публикации 16 ноября 2023
Казанская икона Божией Матери. Обретение

Отдел религиозного образования и катехизации Казанской епархии подвел итоги литературного конкурса, посвященного Казанской иконе Божией Матери. Высшую награду конкурса жюри присудило воспитаннице воскресной школы Серафимовского храма города Казани

В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери В Казанской епархии подведены итоги литературного конкурса, посвящённого Казанской иконе Божией Матери

Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации подвёл итоги литературного конкурса «Казанская икона Божией Матери». Участники прислали в епархиальный отдел сочинения на тему, связанную с Казанским образом Пресвятой Богородицы.