
Седмица 8-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мученика Иоанна Воина (IV). Преподобного Анатолия Оптинского, Младшего (1922).
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484). Мучеников Полихрония, епископа Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мучеников Олимпия и Максима (ок. 251). Священномученика Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мучеников Прокула, Ефива и Аполлония и праведного Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых. Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (ок. 1520)1.
Священномученика Иоанна Плотникова диакона (1918).
Календарь Татарстанской митрополии
В этот день в составе Собора Самарских святых прославляется сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский (см. 10 января).
Престольные праздники
Придел мч. Иоанна Воина Крестовоздвиженского храма г. Заинска (А)
Апостолы от 70-ти
Господь, перед тем как идти в Иерусалим на претерпение Страстей, послал перед Собой 70 учеников — по двое в те города, которые Сам хотел посетить. Часть имён семидесяти апостолов известна из Писания, часть — из устного предания. Далеко не все семьдесят учеников, избранных Христом, сохранили Ему верность. По преданию, некоторые апостолы от семидесяти позднее отошли от Христа, смутившись Его страданиями. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что «близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем». Господь же так устроил, что лик Семидесяти был восполнен в течение апостольского века. Среди семидесяти теперь есть те, кто был обращён благодаря проповедническим трудам двенадцати апостолов и апостола Павла — например, апостол Лука, апостол Тимофей, апостол Сила и другие.
Мученик Иоанн Воин
Иоанн, славянин по происхождению, служил в войске римского императора Юлиана Отступника, поклонявшегося языческим богам и объявившего христиан вне закона. Отряд Иоанна был послан преследовать и казнить их. Обладая даром рассудительности, Иоанн решил не открываться, а, по мере сил, спасать единоверцев. Он предупреждал их об облавах, способствовал побегам заключенных, посещал христиан в темницах. Однако император прознал о действиях святого, приказал бросить его в темницу и после суда казнить. Скорая и бесславная гибель самого Юлиана Отступника в сражении стала благом для всех христиан, а Иоанн был освобожден из-под стражи. Посвятив жизнь служению ближним, Иоанн дожил до глубокой старости. В Православной Церкви Иоанн Воин чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.
Преподобный Анатолий Младший
Преподобный Анатолий Младший (в миру Александр Потапов) родился 15 февраля 1855 года в Москве в купеческой семье. В 30 лет поступил в Оптину пустынь и был определен в скит келейником преподобного Амвросия. В 1895 году пострижен в мантию. К нему обращались за советами как к старцу. После закрытия монастыря отец Анатолий был арестован. По дороге в тюрьму он заболел, и ему остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель измученным. Одиннадцатого августа 1922 года в Оптину приехали чекисты. Старца долго допрашивали и хотели увезти. Батюшка попросил отсрочить арест на день, чтобы приготовиться в путь. Чекисты согласились. После этого святой уединился в келлии и в молитве предал свою душу Богу. Утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?» — «Да, — ответил он, — готов».
Евангелие дня
Известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи однажды написал: «Ничто так не обманывает нас, как наше мнение». Действительно, человек довольно часто выдает желаемое за действительное, отказываясь принять реальное положение дел. Причин такого поведения может быть много. Но в корне их, чаще всего, лежит стремление не видеть правды о себе и мире вокруг. Об этом, в частности, повествует отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня утром во время богослужения.
Глава 16.
1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Прозвучавшее евангельское чтение делает нас свидетелями очередной дискуссии между Христом и Его оппонентами — фарисеями и саддукеями. Интересно, что представители двух данных течений отложили в сторону имевшиеся разногласия, поскольку увидели в Господе Иисусе общего врага. В чём же заключалась опасность, которую увидели фарисеи и саддукеи в проповеди Спасителя? Если говорить кратко, то в правде Божией, наполнявшей слова и поступки Христовы. Эта правда не только вдохновляла слушателей, но и высвечивала лживость действий религиозных вождей древнего Израиля.
Фарисеи и саддукеи, пусть и по-разному, но фактически паразитировали на окружающих людях. Первые — создав огромный свод обрядов и правил, сделали себя экспертами в области религии, навязали простым людям собственный (как утверждалось) необходимый авторитет. Вторые же — пошли по пути согласия с языческой властью, стали для неё опорой лояльности. Но не это, по большому счёту, вызывало возмущение Христа.
Ничто так не огорчало Сына Божьего в годы Его земного служения, как человеческое лицемерие. В особенности тогда, когда оно становилось лицемерием перед самим собой. Человек начинал лгать не только окружающим, но и себе самому, искусно маскируя пороки, оправдывая самые гнусные поступки благими причинами. Собственно, казнь Сына Божьего тоже имела вполне реалистичные (с точки зрения судей Христа) причины.
Господь, критикуя Своих оппонентов, на самом деле, обращается к апостолам и последующим поколениям христиан. Спаситель призывает Своих слушателей просить у Отца Небесного истинного здравомыслия, чтобы не обманываться и не называть ложь правдой, находя для того как соображения практического, так и религиозного характера.
Христос указывает, что в большинстве случаев всё в жизни обстоит очень просто. Есть правда Божия, а есть ложь. Третьего просто не дано. Как в отношении упоминаемого им примера погоды. Если во время заката небо имеет красный оттенок, то утром будет ясно. Если же — багровый, то ожидается ненастье. В отношении служения Спасителя тоже всё было предельно понятно. Религиозные вожди Израиля видели, что в отношении Христа сбываются все пророчества Ветхого Завета, но отказывались верить, поскольку не желали расстаться с ложными представлениями как о служении Мессии (которого хотели видеть земным царём), так и о своем духовном величии.
Спаситель, видя это упорство, произносит слова, прозвучавшие в ушах противников Евангелия жёсткой отповедью. Не дастся вам иного знамения, кроме знамения Ионы пророка. Пророк Иона проповедовал не иудеям, а язычникам. И его миссия показала, что Бог имеет попечение не только об Израиле. Таким образом, Христос показал, что и Его учение найдёт себе истинных последователей за пределами ветхозаветной цивилизации. А значит — появится новый избранный народ Божий.
Об этом важно помнить и нам. Ни в коем случае нельзя поддаваться упомянутой в сегодняшнем чтении «закваске фарисейской и саддукейской» — самообольщению, горделивому самомнению, лжи самим себе. Ни к чему хорошему этот путь не приведёт. Будем просить у Господа здравомыслия и видения тех вещей, что мешают нам обрести единство с Ним. Чтобы преодолев эти препятствия, обрести истинную радость Богообщения.
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Святые отцы о приходе праведного Еноха и пророка Илии во времена Антихриста
Согласно Преданию, перед концом мира Бог для вразумления людей пошлёт на землю праведного Еноха и пророка Илию. Эти ветхозаветные праведники не вкусили смерти, Бог взял их живыми на небо (Быт. 5:24 и 4 Цар. 2:11), и теперь им предстоит умереть за Христа. Об их приходе говорят многие святые отцы: мученик Ипполит Римский (II—III века), преподобный Ефрем Сирин (IV век), святитель Андрей Кесарийский (VII век) и другие. В том числе это мнение основывается на пророчестве пророка Малахии: «Вот, пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Подробнее об этом говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова (11:3—12), где указывается, что Бог поставит двух Своих свидетелей, которые будут пророчествовать во время правления антихриста, по окончании проповеди будут им убиты в Иерусалиме и при этом не погребены, но через три с половиной дня Господь их воскресит и вновь возьмёт на небо. Под этими свидетелями и понимаются праведный Енох и пророк Илия.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Если Всемогущий Бог избирает для спасения рода человеческого страдания, то это означает, что в них заключен какой-то особый смысл, понимание которого содержит в себе некий ключ от человеческого счастья, к которому мы стремимся, ибо ничто так не разрушает, как горе. Болезни, неудачи, скорби, конфликты — мы бежим от этих страданий. Но бывает так, что убежать от них нельзя. Такое страдание, которого нельзя избежать, которое нельзя преодолеть силой своего разума или воли, называется крестом. Крест — это то, что нельзя сбросить со своих плеч. Не в каждом страдании открывается нам смысл бытия, но только в том, которое онтологически, существенно присуще нам в данный момент и от которого мы не можем освободиться. Не каждый крест является мерилом праведности, но только тот, который Бог нам попускает взять на себя.
О почитании икон
Традиция иконопочитания имеет древнее происхождение. На сегодняшний день известно немало священных христианских изображений, датируемых, по крайней мере, II-III веком. Между тем практика создания богоугодных священных изображений восходит к ещё более ранним временам — к периоду Ветхого Завета. Так, при Моисее, по требованию Божьему, были изготовлены херувимы на крышке ковчега, был изготовлен медный змий — прообразовательная икона Христа (Ин.3:14).
Значение православных икон может рассматриваться с разных сторон. К примеру, иконография раскрывает нам истины исторического, догматического, нравственного, литургического характера. Молясь перед образом Божьим, перед образами Его святых, православный возносит свой ум, своё сердце к Первообразу — Богу, к самим Его святым. Бог же и/или Его святые отвечают на молитвы верующего. В этом отношении икона называется окном в горний мир.
Будучи предметом священным, икона почитается как святыня.
«Свечка за упокой» и другие суеверия
Среди вопросов, которые люди задают, постоянно появляется вопрос о «свечке за упокой». Что делать, если мои враги поставили за меня свечку за упокой?
Если отвечать коротко — ничего. Те, кто ставят свечки за упокой, желая повредить вам, определенно вредят своим душам — и своим злым намерением, и своим кощунством. Но христианам они повредить никак не могут. Нашей душе может повредить только наш грех. И суеверие является таким грехом.
Слово «суеверие» значит просто «напрасная вера», от «всуе» — напрасно. Это какие-то верования, которые легко усваиваются людьми, опутывают их нитями страха и неуверенности и делают их жизнь поистине жалкой.
Суеверия — все эти популярные у нас «сглазы», «порчи», «венцы безбрачия», «плохая карма» — делают человека разбитым и больным, унылым и бессильным, погружённым в бесконечные страхи и горькую злобу по отношению к своим «оккультным обидчикам».
Но самое печальное — суеверия занимают то место в уме и сердце человека, которое следовало бы отводить истинной вере. К счастью, верно и обратное — истинная вера изгоняет туман суеверий. Мы верим, что наша временная и вечная участь находится в руках Бога, а вовсе не в руках колдунов и тех мутных духовных сил, которыми они пытаются манипулировать.
Молитвословия
Тропарь мученика Иоанна Воина
глас 4
Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.
Кондак мученика Иоанна Воина
глас 6
Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.
Молитва святому Иоанну Воину
О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче, Иоанне воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника
глас 3
Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.
Кондак апостолов
глас 4
Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.
Тропарь преподобного Германа Соловецкого
глас 8
Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.
Кондак преподобного Германа Соловецкого
глас 4
Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.