
Седмица 6-я Великого поста
В этот день совершается память:
Мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (ок. 364).
Преподобного Иоанна пустынника (IV). Святителя Евстафия исповедника, епископа Вифинийского (IX). Преподобных Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.
Святого Михаила Викторова исповедника, пресвитера (1933).
Память архиепископа Подольского и Брацлавского Антония (Соколова). Уроженец Казанской губернии (ок. 1767), выпускник (1793) и преподаватель (1794-1797) Казанской духовной семинарии, префект (1797-1799) и ректор (1800-1808) Казанской духовной академии («старой»). Архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля (1799-1808). Скончался на покое в Задонском монастыре Воронежской епархии 29 марта 1827 г.
Память убиенного епископа Барнаульского Тарасия (Ливанова). Выпускник Казанской духовной академии (1902). Расстрелян под Новосибирском 11 апреля 1933 г.
Священномученик Марк, епископ Арефусийский
Священномученик Марк, епископ Арефусийский, пострадал за веру во Христа при имп. Юлиане Отступнике (361—363 гг.). Его схватили за то, что он разрушил идольское капище. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, но, видя несокрушимую твердость святителя, отпустили его на свободу. Позже многие из них под влиянием бесед с ним обратились ко Христу. О страданиях св. Марка повествует свт. Григорий Богослов в «Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана».
Преподобный Иоанн Египетский, пустынник
Преподобный Иоанн вместе с матерью и сестрой скрывался во время гонений, но порой, не страшась, посещал ближнюю обитель. Стремясь к подвигам, он отпросился у матери, получил благословение у одного отшельника и удалился в пустыню. Юноша нашел пустой глубокий колодец, полный змей и скорпионов, и, помолившись, бросился вниз, но, чудесно поддержанный Ангелом, остался невредим. На дне колодца он провел в молитве без пищи и сна 40 дней, пока гады не покинули колодец. Юному подвижнику немало досаждали бесы, принимавшие образы матери, сестры, родственников и знакомых Иоанна, чтобы разжалобить его и заставить прервать подвиг. Но он отгонял их непрестанной молитвой. Пищу святому изредка приносил благословивший его пустынник. До самой своей кончины преподобный Иоанн жил в колодце, непрестанно подвизаясь в посте и молитве.
Преподобный Марк Псково-Печерский
Преподобный Марк жил в конце XIV века. Псковские монастыри тогда не раз разоряли ливонские рыцари. Спасаясь от смерти и плена, многие иноки бежали в горы. Именно при таких обстоятельствах преподобный Марк основал обитель в Каменецких пещерах. В синодике обители о нём говорилось: «первый Печерский инок Марк». Позже преподобномученик Корнилий (XVI век) усомнился в верности этой записи, так как до его времени не дошло письменных свидетельств о подвигах святого. Он приказал изгладить имя Марка из синодика, считая запись ошибочной. Внезапно святого Корнилия поразила тяжкая болезнь, и, недоумевая о её причинах, он молился, чтобы Бог ему это открыл. Получив извещение во сне, святой велел отнести себя ко гробу святого Марка. Испросив прощение, он вышел здоровым и повелел вновь внести имя Марка в синодик.
Священное Писание
Сегодня Церковь заканчивает богослужебное чтение книги Бытия. Конец этой библейской книги сосредоточен вокруг действий и слов Иосифа. Давайте прочитаем звучащие сегодня в православных храмах библейские слова, которые содержат в себе отрывок из 49-й главы книги Бытия и всю 50-ю главу этой книги.
Глава 49.
33И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.
Глава 50.
01Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
02И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.
03И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
04Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
05отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.]
06И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
07И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
08и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
09С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
10И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
11И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
12И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
13и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.
14И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
16И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
22И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
24И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
В только что прозвучавшем пространном отрывке книги Бытия можно выделить две ключевые темы: первая касается смерти Иакова и его похорон, а вторая говорит о взаимоотношении Иосифа и его братьев. Из слов книги Бытия понятно, что Иаков не рассматривал Египет как свою новую родину, а потому он завещал себя похоронить вне Египта, на той земле, которую в своё время выкупил Авраам, и воля Иакова была Иосифом исполнена. Не стоит рассматривать завещание Иакова о похоронах вне Египта как странный каприз пожилого человека, здесь мы имеем дело с явлением совсем иного порядка: воля праотца была направлена не на заботу о своих останках, а на заботу о потомках, которые не должны были утратить собственную идентичность во время пребывания в Египте. Они должны были помнить, что их праотец — не здесь, что он повелел отнести своё тело в ту землю, о которой они не должны забывать, и к которой должны стремиться. Такое памятование, конечно же, связано прежде всего с сохранением в народе почитания Единого Истинного Бога, Которого чтили Авраам, Исаак и Иаков.
О Боге говорит со своими братьями и Иосиф. Если в предшествующем рассказе только что нами услышанного библейского отрывка слова о Боге не звучали, а лишь подразумевались, то рассказ об Иосифе после похорон Иакова наполнен упоминанием Бога. Здесь Иосиф показал себя как тот человек, который сумел сохранить живую веру в Бога, несмотря на все земные перипетии, несмотря на предательство, которое ему довелось пережить, и вопреки собственному богатству и власти. Мы знаем, что зачастую люди теряют веру под натиском совсем небольшим искушений, Иосиф же проявил необычайную стойкость, даже в грехе своих братьев он сумел увидеть заботу Бога о народе Израиля.
Пожалуй, именно этим Иосиф и велик: его веру не сломили испытания. Дай Бог, чтобы его пример и его слова, которыми он описывает своё отношение ко всем жизненным сложностям помогли нам обрести веру крепкую, живую и действенную!
епископ Переславский и Угличский Феоктист // Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Господь совершил чудо — воскрешение Лазаря. Покойник, который четвертый день пребывал в гробовой пещере, по зову Спасителя вышел, и народ был охвачен ужасом. Люди были потрясены. Это ли не чудо? Это ли не явление Божией славы? Но даже это чудо не укрепило людей в вере. Ибо чудо может поражать воображение, но его созерцание не предопределяет силу человеческой веры, ведь даже самым очевидным чудесам сопутствует множество сомнений. <…> Чудо необязательно ведет людей к вере. К вере ведут жизненный подвиг, чистота сердца и ума, а главное, готовность принять Бога и умом, и сердцем.
Священномученик Илия Четвертухин о различии исповеди и покаяния
«Если впадешь в грех, большой или малый, то не отчаивайся, а прибегни к исповеди и к покаянию», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Интересно, что… он различает исповедь и покаяние. Исповедь — это то, что сделала преподобная Мария Египетская, рассказав Зосиме… всю свою жизнь, все, что она считала противным Богу, а покаянием была ее жизнь в пустыне, все те подвиги, которые она понесла. Исповедь может быть без покаяния… когда человек видит и сознает умом свой грех, но чувством стоит на стороне его и, исповедав… продолжает делать то же самое. И покаяние может быть без исповеди, когда человек сознает всю свою мерзость, но не исповедуется… На самом же деле исповедь и покаяние должны быть соединены. Исповедь… помогает исполнять обязательство каждого христианина — удерживаться от греха.
Молитвословия
Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 8
Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.