Уважаемый Олег!
В Символе Вере мы говорим: “Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша”.
На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова: "Единородного, иже от Отца рожденнаго... рожденна, не сотворенна". Прежде всего, это значит, что Сын не есть тварное существо. Термин "рождение" означает произведение из собственной сущности, тогда как "творение" - произведение из ничего или из иной сущности. При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое, сущностно отличное от творца. Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо "в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси".
Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, "которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы"
"Бог... существует в вечном вневременном бытии без начала и конца... Для Бога всё — «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением... рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» — несотворенный, вечный и божественный".
Слова "рожденнаго прежде всех век" указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына. Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия.
Таким образом, "Сын Божий" есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию "Бог". Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые "искали убить Его... за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин. 5, 18). Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в "Бога истинна от Бога истинна". Это означает, что "Сын Божий называется Богом в том же истин ном смысле, как Бог Отец". Слова "Света от Света" призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия. "Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы".
На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом. В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя "Иегова", одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций "имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих". Таким образом, Иисус Христос "называется Господом ... в том разуме, что Он есть истинный Бог".
"Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом".