Вопросы духовенству Татарстанской митрополии

Дата: 
08.09.2022 15:42:34   Количество просмотров

Почему супруги должны быть одной веры, если Бог один для всех?

Спрашивает: Вероника Наилевна

Отвечает: протоиерей Александр АНДРИЕВСКИЙ

Здравствуйте! Мой вопрос злободневный. Я в браке с мужем мусульманином, мы делали никах, я крещена в Православии. Особо верой не увлекались. Но дети подросли, муж стал больше и больше молиться по-своему, отдаляясь в молитве, все его родственники строго соблюдают традиции мусульманства, я потянулась к Православию. Пока мы уважаем веру друг друга. Детям придётся выбирать. В одном храме пожилой батюшка сказал, что может выгнать, потому что брак с мусульманином — грех в Православии. Мы с мужем читаем и православные молитвы, и мусульманские, Бог же один. Я почитаю Матрону Московскую, он Аллаха. Но мы же ничего предосудительного не совершаем. Живём в зарегистрированном браке. Хороним родственников каждого в своей вере. Я хожу в храм, когда нужно что-то заказать, муж — в мечеть. Дети сами сделают выбор. Мы не будем им навязывать веру. Бог нам все дал. И детей, и благополучную жизнь. Почему родители должны быть одной веры, если Бог всё равно Один для всех?


Здравствуйте, Вероника Наилевна! Вопрос, действительно, злободневный, потому что смешанных браков у нас в республике много и порой возникают по этому поводу некоторые недоумения.

Первое о чем следует сказать, религиозные традиции — не то же самое, что национальные. Вы, к примеру, можете любить японскую культуру, заниматься экибаной и чайной церемонией, можете даже выучить японский язык, но никто не назовёт Вас японской шпионкой. В религии не так. Особенно если речь идёт о так называемых Авраамических религиях — Иудаизме, Христианстве, Исламе.

Участие в иных религиозных традициях воспринимается в Исламе как клятвопреступление: — «Кто отказался от Аллаха после веры в Него — кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере — только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них — гнев Аллаха, им — наказание великое» (Коран 16:108). И как супружескую измену в Христианстве и Иудаизме: «А не знала она,  — говорит Бог о Ветхозаветной Церкви — что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее» (Ос.2. 8-9).

Вы можете сказать, что никто из вас не отказывается от своей веры, муж остаётся мусульманином, а Вы христианкой, но не все так однозначно. Если Ваш муж молится, как Вы говорите, христианскими молитвами, то с точки зрения Ислама совершает страшный грех — он называет Богом, а в христианских молитвах обращение ко Христу как к Богу, —  кого-то кроме Аллаха, а это нарушение основополагающего столпа Ислама — «Нет Бога, кроме Аллаха». Христос для мусульманина, это один из пророков, но, ни более того.

С христианской позиции тоже все не просто. От древнехристианских мучеников не всегда требовалось отречение от Христа, чаше всего им нужно было лишь принести жертву римским богам, например, бросить в жаровню горсть ладана, или вылить на алтарь бокал вина, при этом верить в них было совсем необязательно. Но христиане отказывались, и даже под страхом пытки и смерти не соглашались выполнить, такие чисто формальные ритуалы. Хотя точка зрения о том, что Бог один, а так называемые боги многонациональной и многоконфессиональной Римской империи, лишь Его имена, существовала уже тогда.

И это подводит нас к вопросу: Так Бог все-таки один, или нет? На этот вопрос очень остроумно ответил один богослов: «Бог, конечно один, —  заметил он — но не один и тот же». Если мы говорим о Христианстве и Исламе, то представление о Боге в этих религиях настолько разнятся, что впору говорить о разных богах..

Судите сами: Бог один — говорит Ислам, — а Христианство добавляет: Один, в трех Ипостасях.

Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух

Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо

Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами

«Иисус — это пророк и великий человек», — продолжает Ислам; «Да», —  соглашается Христианство, — «более того, Он — Богочеловек».

В Иисусе Христе заключено два естества — Божеское и человеческое — и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо, одну Ипостась.

Христианство учит, что Бог создал человека по Своему Образу, чтобы тот всё более и более уподоблялся Ему, говоря богословским языком «обоживался».

Согласно Исламу, Аллах говорит: «Я  сотворил  джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран 51:56(56)).

Для мусульманина, цель жизни —  исполнение предписаний Закона — «шариат», (букв. «Праведный путь»). Впрочем, он всё равно попадет в рай: «Аллах простит того мусульманина, которому не удалось исполнить некоторые свои обязанности или который совершил что-то недопустимое, при условии, что он покаялся и попросил прощения. А если он не покаялся, все равно он остаётся мусульманином, но считается непокорным и будет наказан в День суда: его наказание будет временным и не будет длиться долго, как наказание неверующего. Но любое наказание в этот День — ужасно» (Ат-Тантаун).

Для нас принадлежность к Православию ничего не гарантирует, имеет значение лишь духовное состояние, если в нас живёт «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» — таким, говорит апостол Павел, Закон не нужен (Галл. 5. 22-23). Если нет этого, Закон бесполезен.

Продолжать можно долго, но я надеюсь, Вы уже поняли, что Христианство и Ислам проповедуют не одного и того же Бога.

Теперь, что касается конкретно Вашей ситуации. Если, несмотря на различие в вероисповедании, вы с мужем сохраняете доброжелательные и уважительные отношения — это замечательно, надеюсь так и продолжится. То, что вы предоставили детям свободу выбора веры, я, лично, тоже считаю правильным. А вот смешивать мусульманские и христианские молитвенные практики нельзя ни в коем случае. Так и до шизофрении можно «домолиться».

И наконец, по поводу слов того священника. Я не был бы столь категоричным. Конечно, межконфессиональные браки не приветствуются ни в Православии, ни в Исламе, но это потому, что в таком случае не будет в семье того единства, которое предполагается в идеале. Но, тот же апостол Павел говорит, что «жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7. 13-14).

Поэтому берегите любовь, которая некогда связала вас в этом союзе, храните свою семью и свою веру. Мира вам и благоденствия!

Комментарии для сайта Cackle
Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.