У меня возник еще один:
Никак не могу понять смысл следующих слов в молитве Василия Великого-
“Безначальный и Присносущий свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение”. Пожалуйста, поясните.
Уважаемая Полина!
Приносим искренние извинения за предоставленную неточность текста ответа.
Для пояснения данной молитвы предлогаем Вам русский перевод текста:
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.
Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и преклоняющий взор на земное, испытывающий сердца и помыслы и ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменения в силе и нигде не оставляет затененного места. Ты Сам, Бессмертный Царь, прими моления наши, которые мы сейчас, надеясь на обилие сострадания Твоего, оскверненными устами приносим Тебе; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслию, сознательно или по неведению, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И даруй нам с бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю ночь нашей нынешней земной жизни пройти ожидающими наступления светлого и славного дня Второго Пришествия Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он, Судия всех, придет со славою воздать каждому по делам его; да окажемся не лежащими и обленившимися, но бодрствующими и поднявшимися исполнять заповеди Его, и войдем с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где неумолкающие голоса празднующих и невыразимая радость созерцающих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.
Боже сил и всякия плоти - Бог небесных сил бесплотных и всего наделенного плотью творения.
В вышних живый - живущий на небе, на высотах небесных.
На смиренныя призираяй - милостиво преклоняющий взор на смиренное, нижнее, земное.
Сердца же и утробы испытуяй - наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы.
Сокровенная человеков яве предведый - провидящий (знающий наперед) тайны человеческие.
Безначальный - не имеющий начала Своему существованию.
Присносущный - Вечный (всегда Существующий).
У Него же несть пременение, или преложения осенение - (Свет), у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет ничего затененным (освещая, озаряя все). (Пременение - изменение; осенение - тень).
Яже - здесь: которые (то есть наши моления).
Остави - прости.
Ведением - сознательно.
Бодренным сердцем - букв. с бодрствующим сердцем, т.е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия.
Трезвенною мыслию - мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (обману), прелести.
Настоящаго жития нощь прейти - ночь здешней, теперешней (земной) жизни.
Явленнаго дне - славного дня (т.е. времени Второго Пришествия); день - в противоположность здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.
Воньже - в него ( в этот день). (Написание в онь же, в онь ошибочно. Такое написание родилось из понимания слова как соединения предлога в с местоимением он; это верно по содержанию, но не по форме.)
Комуждо - каждому.
По делом - по делам, согласно делам.
Не падше и обленившеся - не лежащими и сонными.
Обрящемся готови - окажемся готовыми; Ты найдешь нас готовыми.
Идеже празднующих - где торжествующих.
Доброта - красота, благость.
Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную - невыразимая, несказанная радость видящих непередаваемую красоту Твоего лица. (Несказанная красота Лика Божия - не эстетическое понятие, а слияние высшей красоты и высшего Блага. Прекрасное церковнославянское слово добрóта, созвучное нашему добро, добротá, должно возвратить наш ум к пониманию добра и блага, как предельной, высшей красоты.)
Всяческая - все сущее, весь мир.
Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая - ибо Ты есть истинный Свет, весь мир просвещающий и освящающий.