Уважаемая Елена!
Мы полагаем, что Вы имеете в виду пророчество Иисуса в Евангелии от Матфея 24:15 (и от Марка 13:14), в котором Он ссылается на книгу Даниила (Дан. 9:27). Может быть, мерзость запустения – это идол, установленный в святая святых. Или жертвоприношение свинины на храмовом алтаре. В любом случае, это что-то языческое, оскверняющее храм (книга Осии 9:10). Исторический фон этого пророчества хорошо виден в апокрифических Маккавейских книгах, в которых описывается героическое сопротивление евреев языческому влиянию во 2-м веке до н. э.
В 24-й главе Евангелия от Матфея (и в параллельных местах) Иисус пророчествует о событиях 70 г. н. э., когда римляне осквернили храм. Эта трагедия отсылает нас к другому осквернению, учиненному двумя с половиной веками ранее Антиохом Епифаном IV (книга Даниила 11:31). Таким образом, “мерзость запустения” – это мерзкое осквернение иерусалимского храма руками язычников. В глазах современного человека разрушение храма не имеет особого значения, но в первом столетии это было чрезвычайно важно. По сути, Иисус предсказал конец иудейской религиозной системы, основанной на жертвоприношениях.
Ошеломленные ученики с трудом могли проверить, что храм со всей его славой будет разрушен до основания. Иисус предупредил их, что разрушение храма будет для них сигналом к бегству. История говорит нам, что те, кто поверил словам Иисуса, точно так и поступили. Они бежали в город Пелу и спаслись от бедствий Первой Иудейской войны (66-73 гг. н. э.).
Мерзость запустения - это и человеческое безнравие. Мы часто под словом "мерзость запустения" ищем то, что есть во вне... Так оно чаще всего и бывает. Церкви, уклонившиеся в ересь, города, деревни, в которых нет церквей, живут в мерзости запустения. Но и душа человеческая, которая вся обращена в эти три самоугодных гордых основания, тоже находится в мерзости запустения.