
В МВД перечислили пять правил, которых стоит придерживаться россиянам, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников. Рекомендации основаны на развитии внимания и критического мышления.
Первое правило: следует ценить свое внимание. Прерывая разговор с мошенником, вы разрушаете схему обмана.
Второе правило: услышав тревожное сообщение (о возможной блокировке банковского счёта, о приостановлении предоставления услуг телефонной связи), либо получив выгодное предложение (бесплатное предоставление медицинских услуг, бесплатная доставка), необходимо выждать паузу. Завершите разговор и перезвоните по официальному номеру организации, сотрудником которой представился позвонивший вам незнакомый человек.
Третье правило: следует проверять, а не доверять информации, которая распространяется в смс-рассылках, в сообщениях в мессенджерах и социальных сетях. Обращаться следует не к частным лицам, а по официальным контактам, указанным на сайтах организаций и ведомств.
Четвертое правило: чем больше человек знает о схемах обмана, тем проще ему узнать их при взаимодействии с мошенниками. «Подписка на официальные ресурсы о безопасности формирует «цифровой иммунитет», — отмечают сотрудники МВД.
Пятое правило: защититься от злоумышленников помогут технологии — антифрод-сервисы, двухфакторная аутентификация, обновления приложений. Но даже следование этим инструкциям не гарантирует человеку полную безопасность. В киберполиции напоминают, что на уловки мошенников попадаются все – и профессора, и IT-специалисты, и даже сами сотрудники банков, и дело тут не в образовании, а в том, как работает мозг человека – часто эмоции оказываются сильнее логики.
Популярные мошеннические схемы
Злоумышленники используют для обмана самозапрет на кредиты. Они звонят якобы от лица сотрудника «Госуслуг», уверяют, что запрет был установлен неправильно, и отправляют фишинговую ссылку.
Мошенники выманивают СНИЛС, чтобы получить личные сведения жертвы и финансовую информацию о ней (страховой стаж, пенсионные коэффициенты, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование). Для этого злоумышленники способны разместить фальшивую вакансию или позвонить с предложением о работе, а СНИЛС потребовать под предлогом оформления.
Также они звонят и на домашний телефон, представившись сотрудниками «Ростелекома». Злоумышленники просят код авторизации из СМС-сообщения якобы для «продления договора связи». Код позволяет им получить доступ к важным аккаунтам. Позже жертве звонят уже якобы из правоохранительных органов или Росфинмониторинга. Мошенники убеждают ее в том, что с ее аккаунтом или счетами «проводятся незаконные операции», и под видом «защиты» или «проверки» просят передать деньги курьеру.
Мошенники оказывают давление, распространяют панику и страх, запрещают рассказывать о телефонном разговоре, цифровых и финансовых манипуляциях родным и близким. А ведь именно бдительные люди, которые находятся рядом с вами, могут помочь распознать мошеннические схемы, сохранить ваши сбережения, а главное – ваше здоровье и душевное состояние.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к родственникам, учителям, руководителям организаций, в которых работаете. Не бойтесь обращаться к сотрудникам силовых структур, которые будут признательны вам за своевременное обращение и проявленную бдительность! Преступление гораздо проще предупредить, чем раскрыть.