Митрополит Феофан возглавил секцию «Православная культура в современной школе», состоявшуюся в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

2429
Фото

29 января в Белом зале Храма Христа Спасителя в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошла секция «Православная культура в современной школе».

В ней принимали участие руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, представители региональных органов управления образования, специалисты институтов развития образования, авторы учебно-методических комплектов по предмету «Основы православной культуры», педагоги воскресных и общеобразовательных школ. Возглавил секцию митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Татарстанскую митрополию представляли епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии протоиерей Андрей Лосык, директор Школы катехизаторов при Вознесенском архиерейском подворье протоиерей Андрей Дубровин, духовенство, педагоги православной гимназии и воскресных школ митрополии.

На секции обсуждались новые подходы в преподавании дисциплин, входящих в модуль «Основы православной культуры», а также вопросы, касающиеся преподавания предмета «Основ духовно-нравственной культуры народов России».

Участники дискуссии пришли к мнению, что необходимо распространять позитивный опыт преподавания ОПК и регулярно обсуждать духовно-нравственное воспитание на всероссийских и региональных педагогических конференциях и совещаниях.

Кроме того, предметами обсуждения стали наиболее важные вопросы совершенствования преподавания ОПК, а также развитие внутрицерковного и церковно-государственного сотрудничества в сфере образования.

Приветствовав собравшихся, митрополит Феофан передал всем благословение Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви прибыл в пределы Московского Патриархата для участия в торжествах по случаю празднования 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополит Феофан возглавлял встречавшую Его Блаженство делегацию.

Затем глава Татарстанской митрополии поделился с присутствующими своими мыслями о преподавании ОПК в школах.

«Важно донести, реально работая, что Русская Православная Церковь, конечно же, отстаивая вероучительные истины и передавая основы нашей веры подрастающему поколению, в том числе, через систему образования, в первую очередь несет культуру. Это не проповедь с амвона. Это даже не миссионерская, в полном смысле этого слова, деятельность. Это наша обязанность, и очень важно, чтобы она осуществлялась в диалоге со светскими властями, и особенно с той частью общества, которая называет себя интеллигенцией и которая выступает носителем и хранителем культурного кода», — сказал владыка митрополит.

Его Высокопреосвященство напомнил слова Джеймса Фрезера: «Вся культура — из храма». «Культура без религиозного осмысления не может называться таковой, и вы не найдете ни одного произведения культуры, признанного мировым сообществом, которое бы не имело религиозных корней», — продолжил архипастырь.

«Нам очень важно обратить внимание на этот аспект образования и приобщать детей к знанию основ нашей веры именно через культуру. Православная культура многогранна, многолика и показательна. Достаточно почитать любого из писателей-классиков — Достоевского, Гоголя, Чехова, Лескова — и мы найдем множество примеров того, насколько их творчество пронизано истинно православным духом». Владыка Феофан отметил, что эта важнейшая сторона творчества русских классиков недостаточно отражена в школьных учебниках.

Архиерей также предостерег преподавателей ОПК от перекосов, когда урок превращается «в некую проповедь или миссионерское делание». «Все дети разные и требуют индивидуального подхода. Нельзя заставить молиться, стоит показать красоту молитвы», — подчеркнул архиерей. Он предложил повести ребенка «к изображению Христа молящегося, к иконе или репродукции, и рассказать ему о молитве, о ее чудодейственной силе и глубочайшем значении для человека. И когда ребенок увидит, что многие скульпторы, художники и писатели строили свое творчество на понимании христианского смысла жизни, ему легче будет и самому их принять и осознать, и у него начнет постепенно формироваться иной подход к религии».

«Я часто говорю о том, как важна православная поэзия. Проведите один из уроков, посвятив его творчеству Ивана Никитина — замечательного русского поэта. Уверен, что это будет не потерянный урок, а новый пример для ребят пойти по пути веры», — сказал архипастырь.

Отметив, что школьная программа позволяет проводить «свободные уроки», Его Высокопреосвященство предложил педагогам использовать эти часы для передачи ребятам таких сюжетов истории и культуры, которые «пробудят тот самый культурный код, который дремлет в каждом русском человеке».

«Наша задача — в поиске новых, ярких и доступных форм работы с детьми, с подрастающим поколением. Выбор этих форм должен показать нашим оппонентам, что мы не стремимся навязать чуждую систему ценностей, а наоборот, знакомим учеников с глубокими нравственными православными основами, которые содержатся в большинстве произведений наших классиков», — подытожил выступление митрополит Феофан.

Завершая выступление, Его Высокопреосвященство поблагодарил педагогов за нелегкий труд на ниве духовно-нравственного образования молодежи.



Новости по теме

Опубликован рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2024 год Опубликован рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви за 2024 год

Рейтинг духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви был представлен и утверждён 26 декабря 2024 года на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Проект Казанской духовной семинарии стал победителем конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив Проект Казанской духовной семинарии стал победителем конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив

Казанская духовная семинария одержала победу в конкурсе грантов Президентского фонда культурных инициатив с проектом IV Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В Нурлате состоялась секция Никольских чтений, посвященная обсуждению опыта духовной преемственности на приходах В Нурлате состоялась секция Никольских чтений, посвященная обсуждению опыта духовной преемственности на приходах

Представители всех благочиний епархии собрались 12 декабря в Нурлате, во дворце культуры, чтобы поговорить о живой памяти, которую на приходах передают от поколения к поколению.

Образ героя в педагогическом процессе обсудили на семинаре в рамках Никольских чтений Образ героя в педагогическом процессе обсудили на семинаре в рамках Никольских чтений

Встреча священнослужителей, педагогов, представителей общественности прошла 11 декабря в центральной библиотеке имени Габдуллы Тукая г. Нижнекамска.