«Общественное служение религиозных общин в постпандемийном мире»

1413
Фото

Доклад митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла на XII заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам»

Пандемия COVID-19, вызванная масштабным распространением коронавируса SARS-CoV-2, появившегося в конце 2019 года, уже в 2020 году охватила практически все уголки Земли. Безусловно, это не первая пандемия в истории человечества, далеко не первое широкое распространение инфекции среди жителей разных стран и континентов. Но, пожалуй, впервые в истории человечество столкнулось со столь строгими ограничительными мерами, которые вводились с целью предотвращения дальнейшего распространения вируса и которые практиковались в разных государствах от нескольких недель или месяцев до нескольких лет. Реализация этих ограничительных мер в совокупности с естественными страхами и переживаниями людей, опасающихся за свою жизнь и здоровье, за жизнь и здоровье родных и близких, испытывающих горе от потери скончавшихся из-за коронавируса родителей, родственников, друзей, — всё это в совокупности привело к изменениям в сознании, в психологии значительного числа людей. Представляется, что полномасштабное научное и богословское осмысление этих факторов, всесторонний анализ hominis postpandemici, «человека постпандемического» — ещё впереди.

Но процесс осмысления постпандемийного мира уже начат, и религиозные деятели не могут оставаться в стороне от него. Жизнь религиозных общин протекает не в некоем вакууме — она неразрывно связана с жизнью всего человеческого сообщества. Каждый из нас вовлечен в происходящие вокруг процессы, подобно членам единого организма: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26), — наставляет нас Священное Писание устами святого апостола Павла. Более того, Сам Господь говорит нам, Его ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16). Этот призыв Спасителя служит основанием для нашего служения обществу во все времена и в любых условиях, в том числе в пандемийный и постпандемийный периоды.

Существенным испытанием для религиозных общин России и мира в целом и для Русской Православной Церкви в частности стали такие карантинные меры, как запрет в течение некоторого времени покидать свои жилища, требования совершения богослужений в храмах без допуска прихожан, что практиковалось преимущественно весной 2020 года, в дни Великого поста и Пасхи Христовой. Мы знаем, что сама природа Церкви подразумевает собрание людей, общину. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), — говорит Господь. «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых Православной верой, Законом Божиим, Священноначалием и Таинствами» (Православный катихизис). Главное Таинство Церкви — Евхаристия, Таинство собрания, Таинство Тайной вечери, общей трапезы со Христом — немыслимо без того, чтоб собраться вместе для принесения Богу бескровной Жертвы, без того, чтоб разделить между собой и вкусить предложенные нам Господом Его пречистое Тело и честную Кровь. Вот почему невозможность в течение более или менее длительного срока физически находиться вместе с братьями и сестрами в храме, разделять с ними видимым образом совместную молитву, совместно участвовать в Таинствах, прежде всего, в Таинстве Евхаристии, стала значимым испытанием для многих. Помощью и поддержкой в этих непростых условиях стали, с одной стороны, опыт нашей церковной истории, а с другой — современные технические средства.

Еще в древности некоторые подвижники, не отрываясь духом от Церкви, физически удалялись от человеческого сообщества ради созерцательной аскетической жизни отшельников-анахоретов. Предстоятель нашей Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в дни Великого поста 2020 года призвал верующих со смирением воспринять вводимые ограничительные меры, вдохновляясь примером чтимых нами святых отшельников, например, преподобной Марии Египетской, и прожить период вынужденного отлучения от храмов не как время без Бога и без Церкви, а как время строгого поста в пустыне, наполненного молитвой и благочестием. Действительно, для многих этот опыт оказался полезным, а возможность после этого «ухода в пустыню» вернуться в храм, в общину, стала для многих особой радостью, а сама возможность участия в церковных богослужениях (воспринимавшаяся ранее как сама собой разумеющаяся данность) приобрела отныне особую ценность.

С другой стороны, подспорьем в те дни, как уже было сказано, оказались современные технические средства, позволявшие верующим хотя бы в дистанционном формате участвовать в общецерковной молитве через телевизионные или Интернет-трансляции богослужений. Впрочем, всем было и остается ясно, что эти способы участия в храмовой молитве являются чрезвычайными и исключительными и никак не могут стать полноценной заменой непосредственного участия в церковном богослужении.

Вышеназванные карантинные меры, когда значительное число граждан оказалось изолировано не только от храмов, но и друг от друга, когда покинуть жилище было либо почти невозможно, либо дозволялось только при наличии специального документа небезосновательно обеспокоили многих людей, заставив их почувствовать себя участниками некоего глобального социального эксперимента. И хотя данные меры были со временем ослаблены, а затем отменены, человек постпандемийной эпохи уже вряд ли может быть уверен, что нечто подобное не повторится вновь.

Итак, период пандемии оказался значимым для развития человечества в целом и церковной жизни в частности. Как и всегда, испытания, выпадающие на долю людей, заставляют искать новые способы и пути их преодоления и решения. Опыт, полученный в период пандемии, безусловно, остается не забытым и продолжает осмысляться нами в постпандемийную эпоху.

Не только внутренняя, богослужебная жизнь Церкви оказалась под воздействием факторов, обусловленных пандемией и мерами борьбы с ее распространением. Чрезвычайные условия, в которых оказался мир, потребовали и развития общественного служения религиозных общин, в том числе и Русской Православной Церкви. Представители Церкви, в том числе активные миряне, приняли участие в добровольческой (волонтерской) работе по оказанию помощи медицинским и социальным учреждениям, к примеру, в организации доставки продуктов питания и медикаментов на дом к тем, кто был изолирован по причине выявленного у них или проживающих с ними лиц вируса. Оказывалась добровольческая (волонтерская) помощь и медицинскому персоналу, испытывавшему колоссальные нагрузки в больницах, с целью разгрузить больничных работников или заменить тех из них, кто заболел и не мог исполнять обязанностей. Данная помощь оказывалась в форме привлечения волонтеров из религиозных организаций в качестве санитарок, технических сотрудников для уборки помещений, транспортировки тяжелых больных по помещениям больницы и т.п.

Вообще общее дело борьбы с распространением коронавирусной инфекции привело к усилению контактов религиозных общин с медицинскими и профилактическими учреждениями. Стало очевидно, что отныне имевшаяся ранее возможность для священнослужителя в качестве простого посетителя навещать болеющего прихожанина, проходящего стационарное лечение в больнице, в условиях строгих карантинных мер исчезла. Это потребовало пересмотра самого подхода к системе духовного окормления пациентов лечебных учреждений. Следствием этого стало дальнейшее расширение сети больничных храмов и развитие института больничного духовенства. Священнослужитель, прикрепленный к конкретному лечебному учреждению, знакомый его руководству и персоналу, обученный правилам техники безопасности, — это уже не «случайный» посетитель больницы. Конечно, данный подход, актуальный в период пандемии, не утратил актуальности и в постпандемийный период.

Наглядным примером данного направления взаимодействия стало подписание 6 июня 2022 года трехстороннего Соглашения о сотрудничестве между епархиями Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и Министерством здравоохранения Республики Татарстан.

Данное соглашение направлено на углубление работы по оказанию всесторонней духовной поддержки персоналу и пациентам учреждений здравоохранения, а также близким родственникам пациентов. В больничных учреждениях на территории Республики Татарстан создаются условия для совместной молитвы верующих каждой конфессии и для совершения священнодействий.

К дежурству в больницах и иных медицинских учреждениях, а также к патронажному служению на дому отныне привлекаются священнослужители, сестры милосердия и волонтеры-добровольцы, участвующие в социальных проектах, реализуемых в Татарстанской митрополии и при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан.

В рамках реализации данного договора его участники усиливают свое сотрудничество в вопросах оказания медико-социальной помощи нуждающимся, популяризации здорового образа жизни, реализации гуманитарных и благотворительных программ, профилактики абортов и противодействия пагубным зависимостям. На православных и мусульманских приходах организуются обучающие медицинские программы по уходу за тяжелобольными и престарелыми, по оказанию паллиативной помощи. К обучению добровольцев из религиозных организаций привлекаются сотрудники специализированных учреждений здравоохранения Татарстана, представители профильного Министерства, преподаватели Казанского государственного медицинского университета.

Подобные проекты в настоящее время реализуются во многих епархиях Русской Православной Церкви. Уникальность татарстанского проекта состоит в том, что верующие разных религиозных традиций не разрозненно, а совместно, общими усилиями оказывают помощь медицинским работникам, интегрируются в систему здравоохранения. И как уже было сказано, одним из стимулов к подобной работе стало совместное осмысление уроков недавней пандемии, поиск общих путей решения тех проблем, которые были ею созданы.

Любое общественное служение сопряжено с вопросом финансирования социальных проектов. Закономерно, что пандемийные и постпандемийные условия оказались стимулом для развития церковной благотворительности, благотворительных сборов, проводимых религиозными организациями в пользу тех или иных лиц или проектов.

Пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием для человечества. Но череда испытаний не прекращается в наши дни. Вызваны они могут быть и военными действиями, и природными катастрофами, как, например, недавнее мощнейшее землетрясение в Турции, Сирии, а также череда землетрясений по всей планете. Опыт, накопленный религиозными общинами в период пандемии, оказывается востребован и сейчас. Меняются вызовы, но неизменной остается вовлеченность верующих людей в происходящие процессы, наше общее стремление помочь страждущим всем, чем будет возможно.

Как и в период пандемии, общественное служение наших религиозных общин не ослабевает. Отлаженные схемы взаимодействия Церкви и государства позволяют быстро реагировать на возникающие проблемы, сформированные механизмы работы позволяют сегодня включать в социальные проекты, созданные изначально для помощи пациентам инфекционных больниц, уже тех, кто пострадал от природных катаклизмов или военных действий. Все это говорит о востребованности и значимости той огромной работы, которая велась и ведется религиозными общинами в рамках их общественного служения. Верим и надеемся, что все наши труды и впредь будут приносить пользу человеку и обществу, нашим государствам и народам.

Период пандемии неизбежно бывает сопряжен с человеческими страхами не только медицинского характера (заразиться самому, заразить другого, умереть), но и духовно-религиозного. Соблазн увидеть в происходящих событиях, в том числе в мерах борьбы с распространением инфекции, попытки погубить бессмертную душу человека, отлучить его от Божественной благодати, сделать наследником погибели — оказывается в подобные кризисные моменты слишком высок. Так, одним из наглядных примеров соблазнов пандемийного и постпандемийного периода стала попытка отождествления прививок против ковида с печатью антихриста. Подобные попытки имели место и в прошлом: с таковой печатью отождествляли некоторые люди и вакцинацию против оспы в XVIII—XIX веках, и выдачу паспортов в тех же столетиях, и массовые переписи населения, и появление новых средств идентификации граждан в конце ХХ века (например, «Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)»), появление штрих-кодов, а с недавнего времени и QR-кодов. Если попробовать сформулировать общую черту, которая отличает все эти волны смущений по поводу предполагаемой печати антихриста, то по сути это оказывается духовно опасной подменой того подлинного страха, который должен иметь верующий человек, — страха оказаться неверным Христу и отпасть от Его Церкви, — на страх ложный, на страх перед теми или иными технологическими или медицинскими средствами, которые будто бы сами по себе имеют власть вопреки свободной воле и выбору человека отлучить его от Бога и предать во власть антихриста.

В связи с вышесказанным, одним из направлений общественного служения религиозных общин в наше время должна оставаться просветительская работа, направленная на борьбу с разнообразными формами искажения религиозных представлений. В этой работе Церковь неизменно выступала и выступает надежным партнером государства, в том числе в вопросах профилактики эпидемий и пандемий. Труд пастыря Церкви, как и духовенства всех традиционных религий и конфессий, предполагает, таким образом, донесение достоверной информации до верующих, оказавшихся охваченными паникой и находящихся под влиянием различных страхов, как обоснованных, так и необоснованных.

В то же время, Русская Православная Церковь неизменно выступает и против стигматизации уязвимых слоев населения, против попыток сегрегации граждан на «чистых» и «нечистых», вакцинированных и невакцинированных, принявших документы новых образов и отказывающихся от их принятия, и т.д. Так, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года особо отметил озабоченность тем, что «современное техническое развитие создает риск того, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу». Данная обеспокоенность нашла подтверждение и в недавнее время, когда отдельными общественными деятелями стали высказываться идеи, к примеру, приравнивания людей, отказавшихся от вакцинации, к экстремистам, подлежащим соответствующему правовому и даже уголовному преследованию. Для общины верующих, для Церкви немыслимо клеймить кого-то за желание или, наоборот, отказ вакцинироваться, поэтому призыв к государству и обществу не допускать сегрегации граждан по тому или иному признаку является важной частью нашего служения в нынешнюю эпоху, о чем свидетельствуют и приведенное выше определение Архиерейского Собора, и ряд решений Священного Синода и заключений созданных по его благословению экспертных групп.

Постпандемийная эпоха не завершается — нам выпало жить в самом ее начале. И наша общая задача — в серьезно изменившемся и продолжающем стремительно меняться мире не дать человечеству окончательно потерять и забыть непреложные Божественные истины, помочь каждому человеку найти свое место в этом мире, и чтобы место это было не в отрыве от Бога, от веры, от традиции, а в единстве и соработничестве с Творцом. На это направлена вся наша деятельность: миссионерская, просветительская, социальная. Помочь человеку, все более чувствующему себя одиноким и потерянным в мире скорбей, тревог, войн, катаклизмов и эпидемий, услышать Божественный глас: «Я Господь, Бог твой, держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе"» (Ис. 41:13).

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева) Митрополит Кирилл совершил заупокойное богослужение на месте погребения своего духовного наставника митрополита Серапиона (Фадеева)

28 марта, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил парастас в храме великомученицы Параскевы Пятницы в селе Великодворье (Гусь-Хрустальный район Владимирской области).

Анонс служения митрополита Кирилла 30-31 марта Анонс служения митрополита Кирилла 30-31 марта

30-31 марта митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит богослужения в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери и храме преподобного Алексия, человека Божия, в селе Среднее Девятово.

Митрополит Кирилл вручил свидетельства выпускникам Свято-Елисаветинских медицинских курсов Митрополит Кирилл вручил свидетельства выпускникам Свято-Елисаветинских медицинских курсов

23 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, после Божественной литургии на Воскресенском Новоиерусалимском подворье состоялось вручение сертификатов выпускницам Свято-Елисаветинских епархиальных медицинских курсов. Обучение на курсах прошли

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.