Роль Православия в формировании ценностной основы общества и укреплении единства государства

1975
Фото

Выступление митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство», организованной Международным дискуссионным клубом «Валдай»

Более 1030 лет назад состоялось Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Совершенный им по Промыслу Божиему выбор стал определяющим фактором развития российской цивилизации и российской государственности. На месте разрозненного восточнославянского племенного союза в днепровской купели родилось единое государство, объединенное не только общим языком и великокняжеской династией, но и единой верой. Уже во время правления святого князя Владимира, а особенно при его сыне и преемнике — святом благоверном князе Ярославе Мудром, Русь стала одной из признанных европейских держав, к союзу с которой стремились как соседние восточноевропейские и скандинавские государства, так и королевства Западной Европы и, конечно же, великая Византийская империя, преемницей которой в духовном и культурном плане станет впоследствии Россия.

Принятие христианства, несомненно,возвысило прежде языческую Русь и в глазах стран мусульманского Востока, признавшего в ее лице новую народность, приобщенную к вере в Единого Бога. При этом нельзя забывать, что мир ислама был для Руси не где-то далеко: эту религию исповедовали ближайшие соседи, прежде всего Волжская Булгария, которая стала еще одним фундаментом для возникновения современной многонациональной и многоконфессиональной России, простирающейся от берегов Черного и Балтийского морей до Тихого океана.

С приходом на Русь православного христианства наш народ приобщился не только к системе вероучения, но и к тем нравственным ценностям, которые раскрыл Господь человечеству через Авраама и Моисея, через евангельскую проповедь Самого Господа Иисуса Христа, через учение святых апостолов и святых отцов, через опыт жизни Церкви, ее подвижников и аскетов. Уникальность нравственного учения Церкви состоит в том, что оно, с одной стороны, обращено к внутренней жизни души человека, а с другой — преображает окружающую действительность, никогда не отстраняясь от общественной, культурной, политической жизни страны и народа.

В печальную эпоху феодальной раздробленности в Древней Руси именно церковное единство — единой Русской митрополии — сохраняло общность древнерусских земель. В период вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды и выстраивания отношений с властями последней именно Православная Церковь играла существенную миротворческую роль, получив признание и уважение со стороны ордынских ханов. Благословение великих подвижников Святой Руси, таких как преподобный Сергий Радонежский, а также первосвятителей Русской Церкви неизменно сопутствовало процессу собирания русских земель вокруг Москвы и формированию новой российской государственности.

Расширение российских границ в XVI—XIXвеках привело к распространению Православия на огромных пространствах нашей Родины. В то же время входившие в состав России народы имели свои религиозные и культурные традиции, поэтому весьма рано в процессе их взаимодействия с православной культурой формируется тот уникальный опыт мирного сосуществования, дружбы и согласия людей разных национальностей и вероисповеданий, который значительно отличает Россию от многих других регионов Земли. Любовь к Отечеству, стремление к миру и согласию, уважение к истории, памяти предков, их культурному наследию, общие традиционные семейные ценности, трудолюбие, бескорыстность, «к благу стремление, в счастье — смирение, в скорби — терпение» (как пелось в российском гимне «Молитва русского народа») — все это поныне характерно для многонационального российского народа. И сформировались эти традиции при непосредственном участии традиционных российских конфессий, в том числе Православия.

Сегодня человечество столкнулось с беспрецедентными цивилизационными вызовами. На наших глазах произошло продуманное и беспощадное изменение сознания значительной части населения стран, прежде бывших частью единого российского цивилизационного пространства. Эта целенаправленная работа не ограничивается насаждением крайней русофобии, она включает и подмену иных традиционных ценностей, сформировавшихся под влиянием христианства и других традиционных религий. Заметнее всего эта подмена на уровне семейных отношений: узаконивание однополых союзов, превращение отцов и матерей в «бесполых» родителей №1 и №2, навязывание детям с младенческих лет отказа от идентификации своей личности со своим биологическим полом и многое другое, о чем страшно говорить вслух.

Конечно, мы понимаем, что со времени грехопадения первых людей грех, к сожалению, неизменно сопутствует жизни каждого человека и общества в целом. Но все же во все века грех оставался грехом. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), — наставляет нас Господь через святого апостола Иоанна Богослова. Однако сегодня мы видим, как грех из беззакония становится «законом», как греховное поведение не только не осуждается, а его носители не только не призываются к покаянию и исправлению, но наоборот: грех объявляется нормой, осуществляются законодательные попытки обеспечить право грешника на осуществление греха и на его пропаганду среди других людей, и даже законодательно поражаются в правах и преследуются те, кто не согласен с такой позицией, кто в силу своей веры, своей религиозной традиции и нравственных ценностей не готов считатьбеззаконие законом, а зло — благом. Об этом ясно изрек Господь через ветхозаветного пророка Исаию: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет —тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20). И не без Промысла Божия сегодня именно Россия стала форпостом борьбы за традиционные ценности человечества. Ценности, которые были сформированы на протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества при прямом участии Православия и других традиционных религий, сегодня являются нашим цивилизационным кодом, от верности которому напрямую зависит дальнейшее существование нашей цивилизации и человечества в целом. И все мы верим и надеемся, что с помощью Божией добро победит зло, свет победит тьму и торжество Истины станет явным и непререкаемым для всех.

Новости по теме

В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в соборе Рождества Христова в городе Челябинске В Неделю 2-ю по Пасхе митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в соборе Рождества Христова в городе Челябинске

12 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, во Владимирском храме кафедрального собора Рождества Христова в городе Челябинске состоялось соборное архиерейское богослужение.

В канун Недели 2-й по Пасхи митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в соборе Рождества Христова в городе Челябинске В канун Недели 2-й по Пасхи митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в соборе Рождества Христова в городе Челябинске

11 мая 2024 года, в канун Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы (Антипасхи), в кафедральном соборе Рождества Христова в городе Челябинске состоялось соборное архиерейское богослужение.

Анонс служения митрополита Кирилла 14-18 мая Анонс служения митрополита Кирилла 14-18 мая

С 14 по 18 мая митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершит богослужения в храмах Казанской епархии.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в посёлке Савиново Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в посёлке Савиново

10 мая, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию Пасхальным чином в одноимённом храме посёлка Савиново города Казани.