История Татарстанской митрополии

Татарстанская митрополия — митрополия Русской Православной Церкви на территории Республики Татарстан. Объединяет Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую епархии. Образована постановлением Священного синода РПЦ от 6 июня 2012 года.

На территории Республики Татарстан, границы которой совпадают с границами Татарстанской митрополии, христианство появилось уже в первые века нашей эры, тогда же, когда оно начало распространяться в Восточной Европе. В период Великого переселения народов — в 3-7 вв. оно было уже достаточно широко распространено. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур этого периода. В 922 году официальной религией Волжской Болгарии, государства, располагавшегося в южной части Татарстана стал ислам, но были в Волжской Болгарии и христиане. Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Болгара получил название «Греческая палата» — это была, скорее всего, православная церковь. После монгольского нашествия территория Татарстана вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года века в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной церкви, резиденция правящего архиерея располагалась в столице Золотой Орды, городе Сарае. Ему подчинялись и храмы, располагавшиеся в Волжской Болгарии. Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Федору (канонизирован как Федор, Ярославский Чудотворец). Возникновение Казанской епархии было обусловлено присоединением в середине 16 века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья.

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена соборным определением при Московском митрополите Макарии 3 апреля 1555 года,  первым святителем земли казанской определено было быть игумену тверского Селижарова монастыря Гурию (Руготину), отправившемуся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и “наказной памятью”: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии) (Список архиереев управлявших Казанской епархией со времени её основания). Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 и Вятскую землю. В 1556, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине 16 – начале 17 вв. – вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась В 1602 были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия, в 1620 – Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 – Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине 18 века территория Казанской епархии включала, в основном, территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 году, с 1832, после создания Симбирской епархии – только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в 19 – начале 20 вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).В первой половине 1920-х гг. границы Казанской Епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа – «Казанский и Болгарский», в 1795–1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские». В советское время до 1950 года архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 – «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 – «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея — «Казанский и Татарстанский».

С 1732 года Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738 по 1762 гг. — епископы: известный излишним рвением в насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил (Кременецкий). После миссионерских трудов Казанских просветителей процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только митрополит Тихон (Воинов), прибывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 гг. продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто 7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже — настоятель Свияжского Успенского монастыря. В 1718 году была открыта школа для детей духовенства, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406792 инородца, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично, это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства.

С 1744 года после церковной реформы Петра I, казанский архиерейский приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения Московская епархия имела только 814).

Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (но в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853г.), Чистопольское (1899г.), Мамадышское (1907г.). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году Чудотворной иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. Именно св. Ермогену принадлежит заслуга составления описания чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам участвовал) и чудес от этой иконы. Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года (при архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем (впоследствии — св. Патриархом Ермогеном) и очень скоро через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.

Подлинник иконы находился до июня 1904 года в Казанском Богородицком монастыре, когда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что похищен был список, а подлинник был еще в 1612 году отправлен в Москву. После св. Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем, пославший в 1612 году ополчению Минина и князя Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого события совершается в Русской Православной церкви 22 октября старого стиля (4 ноября нового стиля). В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиозерная икона Смоленской Божией Матери, в 1660-е гг. – Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия икона Грузинской Божией Матери.

В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобрзованная в 1732 году в Казанскую Духовную Семинарию. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев, правда при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер, в быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды. В 1798 году в Казани была открыта Духовная Академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 году она вновь была преобразована в Духовную Семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Выпускниками и преподавателями академии были многие многие выдающиеся ученые, среди самых известных философ Виктор Иванович Несмелов, церковный правовед Илья Степанович Бердников, историк Петр Васильевич Знаменский, исламовед Гордий Семенович Саблуков.

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждается “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А. Будрин, Ф.А. Курганов, А.А. Царевский, П.А. Юнгеров, Л.И. Писарев, В.А. Кренский, А.П. Щапов, правовед И.С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф. Катанов, М.А. Машанов, Н.И. Ильминский, протоирей Ефимий Малов, философ В.И. Несмелов и другие. Газета “Известия по Казанской епархии” существовала с 1867 по 1919 гг., “Церковно-общественная жизнь” с 1905 по 1917 гг. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1805 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), Будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Помимо названных журналов в Казани в разное время издавались: еженедельник “Церковно-общественная жизнь”, “Миссионерский противомусульманский сборник”, “Миссионерское обозрение”.

Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями.

Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в 20 веке архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников и последний ректор академии митрополит Анатолий (Грисюк) и выпускники архиепископ Афанасий (Малинин), архиепископ Варсонофий (Лузин), архиепископ Виктор (Островидов), архиепископ Гавриил (Аболымов), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Иоасаф Удалов, епископ Иоанн (Поярков), епископ Иов (Рогожин), епископ Ириней (Шульмин), епископ Иувеналий (Масловский), епископ Симеон (Шлеев), епископ Феодор (Поздеевский) и другие.

При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году — первая из ветхозаветных книг (Бытие). С 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове) (1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была учреждена особая инородческая миссия. В 1847 году при Казанской духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 году — три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования 4 октября 1867 года было учреждено православное братство святителя Гурия. Именно в это время развивается деятельность известного миссионера и переводчика, “апостола Казанских инородцев” Н. И. Ильминского, трудами которого были открыты: Центральная крещено-тарская школа (1864 год) и Инородческая семинария(1872 год).

Помимо перечисленных духовно-учебных заведений Казанской епархии были следующие: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).

Во второй половине XIX века в Казанской епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского. Созданное по его инициативе Братство святителя Гурия стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.

В 1909 году православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека, церквей соборных — 18, приходских — 636, домовых — 37, всего с монастырскими храмами — 739. Часовен насчитывалось 336. Духовенства: протоиереев — 33, священников — 770, диаконов — 279, псаломщиков — 770; церковно-приходских попечительств — 609, церковных школ двуклассных — 7, одноклассных — 470, школ грамоты — 225. Всего учащихся церковных школ — 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря. К 1917 году в Казанской епархии насчитывалось: церквей — 794, монастырей — 27, часовен 419, духовенства белого (женатого) — 1554 человека, черного (монашествующих): монахинь — 202, монахов -1601. Единоверческого духовенства — 26 человек. С мая 1917 по 1918 гг. Казанская консистория преобразуется в Епархиальный совет, а затем — в епархиальное управление.

В советское время Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила тяжелые времена. Уже в 1918 году были расстреляны более 20 священников. Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 гг. смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина). В 1937 епархиальное управление перестало существовать. В 1929 году были закрыты все монастрыри, в том же году начались массовые закрытия церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929— 1931 и в 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению в лагерях, жертвами репрессии стали многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 году в Татарской АССР остались только 2 действующих храма, в Казани и Мензелинске.

После 1938 года Казанской епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров). В течение 10 лет кафедральным собором была единственная действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище). Начиная с 1938 года и по настоящее время епархия управлялась одним архиереем без викарных епископов. В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали значительные суммы на нужды армии. В 1947 году при архиепископе Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм.

С 1944 года началось возрождение церковной жизни, к 1948 на территории Татарстана действовали около 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева), бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 году из эмиграции и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952). Но в первой половине 1960 годов наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по надуманному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и 8 в Марийской республике.

Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ Михаил (Воскресенский) (1960 — 1975), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году известное письмо архиепископа Гермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской Православной Церкви (принятого под давлением светских властей) и проведения церковных реформ. Несмотря на тяжелейшие годы архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма епархии.

С 1975 по 1989 год епархией руководил епископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР – 16 приходов, по Марийской АССР – 11 приходов.

Татарстанская митрополия сегодня

В Казани действовало два храма до 1989 года, когда епархии был возвращен Петропавловский собор. В 1991 году был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году — Варваринская и Софийская церкви города Казани, в 1996 году — Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь, Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь, Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения некогда насильственно отчужденных храмов наблюдается по всей республике.

Постановлением Священного Синода 6 июня 2012 года на территории Республики Татарстан образована Татарстанская митрополия, включающая Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую епархии. Управляющим Альметьевской епархией избран игумен Мефодий (Зайцев). 6 июля того же года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Мефодия епископом Альметьевским и Бугульминским, а 11 июля — возглавил его епископскую хиротонию. Временно исполняющим обязанности епархиального архиерея Чистопольской епархии назначен митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин).

В настоящее время в Татарстанской митрополии совершают служение 317 священников и 40 диаконов. Митрополия поделена на три епархии, а епархии на 19 благочиннических округов, в которых действует 456 приходов, 316 храмов, из них: часовен — 85, домовых — 11. В митрополии восстановлено 9 монастырей, из которых: 7 мужских и 2 женских.

Активным образом воссоздаются традиции духовного образования.

В сентябре 1997 года открыто Казанское Духовное училище, преобразованное в 1998 году в Духовную Семинарию — высшее духовное пятилетнее учебное заведение. Семинария готовит священнослужителей не только для Республики Татарстан, но и для соседних регионов: Удмуртской, Марийской, Саранской, Чебоксарской, Башкирской, Нижегородской и Пензенской епархий. Семинария периодически проводит всероссийские церковно-научные конференции, а с апреля 2000 года восстановлено издание церковно-научного журнала "Православный Собеседник". Преподаватели семинарии активно участвуют в различных научных и издательских проектах, сотрудничают с Церковно-научным Центром "Православная энциклопедия", Российским Библейским Обществом (РБО), Союзом Библейских Обществ (UBS), Институтом перевода Библии (IВТ), Российской Академией Наук (РАН), Институтом “Татарской энциклопедии” и т.д.

В 1996 году в Набережных Челнах открыт филиал Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета.

При 54 приходах Митрополии открыты воскресные школы для детей и взрослых. Общее количество обучающихся в воскресных школах епархии — 2881, из них: детей — 2014; молодежи — 212; взрослых — 655 человек. На такое количество приходится 235 преподавателей. В 44 приходах работают православные библиотеки с общим книжным фондом более 64 тысяч экземпляров.

Проводятся паломнические поездки воскресных школ по Святым местам Татарстана и России: Раифский, Седмиозерный, Свияжский, Макарьевский монастыри, Дивеево, Сергиев Посад, Храм Христа Спасителя (г. Москва), Санаксарский монастырь и др.

Ежегодно организовываются православные летние лагеря для детей. Только летом 2010 года в православных лагерях отдохнуло 314 детей. Лагеря организовывали 9 приходов.

Кроме того духовно-просветительская работа ведется в следующих учебных заведениях:

  • Билярская средняя образовательная школа – г. Билярск, храм Архангела Михаила (иерей Александр Колчерин)
  • Средняя школа — с. Тихоновка, храм Архангела Михаила (прот. Иоанн Кандауров)

В конце 90-х годов при Казанском епархиальном управлении были созданы отделы, деятельность которых направлена на организацию помощи социально не защищенным слоям населения, духовное просвещение, работу с молодежью и провоохранительными органами, в 2012 году они были переорганизованы в Отделы Митрополии:

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ В КАЗАНСКОМ КРАЕ