Епископ Андрей (князь Ухтомский Александр Андреевич) (1907-1911 гг.)

6741
Фото

На кафедре: с 4 октября 1907 года по 25 июня 1911

Родился 26 декабря 1872 года в селе Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии, в семье помещика. Учился в Нижегородском кадетском корпусе. Под влиянием отца Иоанна Кронштадтского в 1891 году против воли родителей поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии с 1895 года преподавал в Казанском духовном училище. Под влиянием тогдашнего ректора Казанской академии Антония (Храповицкого) 2 декабря в 1895 года пострижен в монашество. В 1897 году назначен инспектором Александровской миссионерской семинарии в Ардоне (Северная Осетия). С 1899 года архимандрит, настоятель Казанского Спасо-Преображенского монастыря и наблюдатель Казанских миссинерских курсов. Был инициатором создания в Казани третьего, Мамадышского викариатства. Первым Мамадышским епископом стал сам владыка Андрей, рукоположенный 4 октября 1907 года. Епископ Мамадышский ведал инородческими приходами и миссионерской деятельностью. Был активным сторонником системы Ильминского. С 25 июня 1911 года епископ Сухумский, викарий Караталинской и Кахетинской епархии, с 22 декабря 1913 года епископ Уфимский и Мензелинский. В последнее предреволюционное десятилетие Андрей стал популярным церковным деятелем, в котором своеобразный «либерализм», стремление к глубоким реформам общественной и церковной жизни сочетались с приверженностью к обрядовой строгости, симпатиями к старообрядцам.

Епископ Андрей (князь Ухтомский Александр Андреевич)

Противоречивой была деятельность епископа Андрея и в послереволюционное время. Он был непримирим к обновленческому расколу, обладал несомненным личным мужеством, склонностью к самопожертвованию. При этом от ярой ненависти к советской власти он переходил к излишней лояльности и одобрению социализма, а потом вновь к исключению всякого сотрудничества с большевиками. До смерти патриарха Тихона он, формально не выходя из подчинения, позволял себе выходящую за рамки канонов критику действий Патриарха и прямое неповиновение.

Вскоре после смерти патриарха отказался признать полномочия митрополита Петра, а потом и Сергия, сблизился, с одной стороны, с катакомбниками, а с другой со старообрядцами, служил в храмах Белокриницкой иерархии, официально рукополагал для старообрядцев архиереев, и не только для старообрядцев. И в Уфе, и во время среднеазиатской и казахстанской ссылок рукоположил более двадцати архиереев, некоторых открыто, но без разрешения церковной власти, а большинство тайно. Такими своими действиями породил ряд серьезнейших проблем, существующих до сих пор. Русская Православная Старо-обрядчекая церковь (Белокриницкая иерархия) официально утверждает, что Андрей присоединился к ней, а катакомбники и Русская Православная Церковь за границей это отрицают (епископ Андрей канонизирован Русской Православной Старообрядческой Церковью в 1999 году). Тайное рукоположение архиереев, без свидетелей и оформления документов, привело к появлению самозванцев.

Адмирал Колчак

Епископ Андрей приветствовал белое движение. С ноября 1918 по октябрь 1919 года он возглавлял духовенство армии адмирала Колчака, вместе с белыми отступил из Уфы в Сибирь. В феврале 1920 года был арестован в Новониколаевске (Новосибирске), освобожден 4 ноября 1920 года после объявления о лояльности к советской власти. Статья владыки была опубликована в газете «Правда». Был назначен временно управляющим Омской епархией. 28 февраля 1921 года арестован в Омске, доставлен в Москву, в августе 1922 года освобожден. К этому времени епископом Уфимским в соответствии с указом патриарха Тихона был епископ Борис (Шипулин), но владыка Андрей до конца жизни называл себя епископом Уфимским и Мензелинским. Он вернулся в Уфу, провозгласил себя епархиальным архиереем, во время ареста патриарха Тихона провозгласил временную автономию Уфимской епархии для противодействия обновленцам. 24 февраля 1923 года арестован, сослан в Среднюю Азию, большую часть трехлетней ссылки провел в Ашхабаде. После отбытия ссылки вернулся в Уфу и провозгласил себя епархиальным архиереем, не подчиняющимся заместителю Патриаршего Местоблюстителя. В июне 1926 года вновь арестован, сослан в город Кзыл-Орду. Там вновь арестован 17 августа 1928 года, около трех лет провел в одиночной камере в Ярославле. После освобождения 13 сентября 1931 года прибыл в Москву, посещал храмы «непоминающих» и Белокриницкой иерархии. По утверждениям старообрядцев, в это время официально присоединился к Белокриницкой иерархии и жил в старообрядческом монастыре на Рогожском кладбище. 14 апреля 1932 года арестован, сослан в Алма-Ату, в 1934 году привезен в Москву и 14 мая был приговорен к трем годам лишения свободы, находился в заключении в Рыбинске. 27 марта 1933 года, не выйдя на свободу был еще раз приговорен к трем годам заключения, а 3 сентября 1937 года решением тройки НКВД по Ярославской области — к расстрелу. Расстрелян 4 сентября 1937 года в Ярославле.

Новости по теме

Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери Ермак и поход «за Казань»: связь с явлением Казанской иконы Божией Матери

Казанская икона Божией Матери – одна из главных святынь в России. Её обретение в 1579 году стало началом новой страницы отечественной летописи, повлекло за собой череду важнейших исторических событий.

Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани Пугачевский бунт — трагическая страница истории Казани

Главное трагическое событие конца XVIII века — поругание святыни разбойниками-пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница перешла границу города со стороны Сибирского тракта.

Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года Встреча Казанской и Владимирской икон Божией Матери в ноябре 1612 года

1612 год стал переломным моментом в эпохе Смутного времени. В феврале из Нижнего Новгорода в захваченную поляками Москву выступило народное ополчение под началом князя Дмитрия Пожарского.

Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года Казанская икона Божией Матери во главе Нижегородского ополчения 1612 года

В 1579 году в Казани произошло чудесное обретение иконы  Пресвятой Богородицы. Образ Божией Матери промыслительно вошёл в историю России и сыграл  особую роль  в горькие годы Смутного времени.