Прощать нужно всегда, не дожидаясь Прощеного воскресенья

2215
Фото

В последнее воскресенье перед Великим постом Святая Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая. В этот день мы должны попросить прощения у тех, кого обидели, а также простить своих обидчиков. Мы должны войти в Святую Четыредесятницу с легким седцем. Благочинный Покровского округа Чистопольской епархии, настоятель Покровского храма поселка Большое Афанасово протоиерей Виталий Кузьмин напомнил верующим о поступке Адама и Евы, который является примером перекладывания вины.

Великопостное путешествие начинается с чина прощения, которое совершается в Неделю сыропустную, то есть в Прощеное воскресенье. Эту традицию установили египетские монахи. Чтобы усилить молитву и подготовиться к Пасхе, монахи в одиночку отправлялись в пустыню. Некоторые из них не возвращались: кто-то погибал от голода и жажды, а кто-то становился жертвой диких животных. Монахи понимали, что, возможно, они видятся в последний раз, поэтому просили друг у друга прощения. И, конечно, сами прощали своих обидчиков. Со временем эта традиция распространилась по всей Церкви.

Перед началом поста Святая Церковь напутствует верующих отрывком из Евангелия, который читается в Прощеное воскресенье: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Здесь, казалось бы, все просто. Но мы не спешим просить прощения у тех, кого обидели, потому что нам свойственны самолюбие, эгоизм и обидчивость, доставшиеся нам от Адама и Евы.

Адам и Ева оттолкнули Бога, оттолкнули жизнь. А раз оттолкнул жизнь — принимай смерть. В человека вошел грех, вошла болезнь. Человек стал порочным и смертным. И мы помним, что Адам и Ева нарушив заповедь, данную Богом, не стали просить прощения. Наши прародители просто спрятались. Но как можно спрятаться от Бога?

Господь зовет Адама: «Где ты?». Тот отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Адам начал врать. Первый грех повлек второй. Адам скрылся не потому, что был наг. Он спрятался, потому что хотел избежать ответственности. Он хотел отсидеться в кустах: авось пронесет. Господь спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Бог дает понять человеку, что Он все знает. И Адаму надо были признаться и попросить прощения, но он не сделал этого. Он говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Адам перекладывает ответственность за содеянное на Еву и упрекает Бога. Господь спрашивает Еву: «Зачем это сделала?». Та говорит: «Змей обольстил меня, и я ела» (см. Быт. 3:9-13). Ева ответила в том же ключе: все виноваты, кроме меня.

С тех пор человек пытается переложить вину на другого. Даже на исповеди верующие иногда не просят прощения, а обвиняют ближних. «У меня плохой муж, плохой зять, плохой сосед — с ними невозможно не согрешить». Они говорят: «Господи, мы вынужденные грешники. Мы были бы святыми, если бы не наше окружение».

Человек на исповеди перечисляет свои грехи, но виноватым все равно считает ближнего. Он говорит себе: «Я регулярно исповедуюсь, но ситуация к лучшему не меняется». Он не понимает, что проблема кроется в нем самом. Разумеется, такая исповедь не исцеляет человека, ведь Бога обмануть невозможно. Господь смотрит в сердце.

Многие говорят, что не могут простить обидчика. В этом случае надо настойчиво молиться: «Господи, не отстану от Тебя, пока не научишь меня прощать». Тогда Господь научит прощать и оправдывать обидчиков. Распинавшие Спасителя воины думали, что услышат проклятья. А услышали молитву: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Христос не только простил их, но и оправдал. И мы должны поступать так же.

Бывает, что выйдя из храма, мы тут же кого-то обижаем или сами обижаемся. Что нужно делать в таком случае? Расскажу поучительную историю. Один монах пришел к старцу и сказал: «Отче, я упал». Старец ответил: «Встань и иди дальше». Через некоторое время монах снова пришел к старцу: «Я снова упал. Что мне делать?». Старец сказал: «Вставай и иди дальше». Монах спросил: «До каких пор мне вставать?». Старец ответил: «До самой смерти».

Не падают только Ангелы. Падать и вставать присуще только людям. Падать и не вставать — бесам. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Мы будем осуждены не за то, что упали, а за то, что не встали после падения».

Апостолы спрашивали Спасителя: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?». Христос отвечал: «Не говорю тебе „до семи раз“, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). Это значит, что прощать нужно всегда. Если вас мучает совесть, не надо ждать Прощеного воскресенья. Надо сразу попросить прощения. И у Бога, и у того человека, которого обидели.

Новости по теме

О смысле Успенского поста
Публикации 23 августа 2024
О смысле Успенского поста

Успенский пост короток — всего две недели, но по строгости своей напоминает пост Великий. Почему такая строгость? И в чем смысл этого особого периода в жизни православных христиан?

Богородичный пост
Публикации 15 августа 2024
Богородичный пост

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов Православной Церкви, и самый короткий из них (всего две недели!), и предваряет он самый последний праздник церковного календаря – Успение Пресвятой Богородицы.

Что нужно знать православному паломнику
Публикации 8 августа 2024
Что нужно знать православному паломнику

Паломничества по святым местам, монашеским обителям и храмам прочно вошли в жизнь православных христиан с древнейших времён. И связана эта традиция, безусловно, с благим намерением прикоснуться к истории Церкви...

Крещение, покаяние и проповедь — три ключа к Царствию Небесному
Публикации 11 июля 2024
Крещение, покаяние и проповедь — три ключа к Царствию Небесному

12 июля Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.